В конце прошлого года при УМВД нашего района был создан Общественный совет, призванный, как было сказано на одной из пресс-конференций, “создать новый образ полиции”. В состав Совета вошли представители общественности, прессы, а возглавил его Почётный гражданин района, бывший начальник милиции Загорска Анатолий Русаков. Члены Совета вели приём населения, выслушивали жалобы, выезжали с проверками.
В первоначальном своём виде Совет, однако, проработал немногим более полугода: в настоящий момент он распущен, а все его члены, во главе с председателем, написали заявления об уходе. Слухи о возможных причинах этого шага ходят разнообразные. Мы расспросили Анатолия Русакова и выяснили его точку зрения на ситуацию.
— Ваш выход из состава Общественного совета практически совпал с назначением нового руководителя УМВД района: Алексей Долгов сменил на посту Сергея Моргачёва. Это совпадение или закономерность?
— Чистое совпадение. Мой уход не связан с назначением Алексея Долгова, хотя, я знаю, такие разговоры ходят. Отставка Сергея Моргачёва никак не повлияла на моё решение. Я не лукавлю.
По регламенту работы Совета у меня был подготовлен доклад об итогах нашей работы в первом полугодии, была договорённость встретиться с Сергеем Моргачёвым и внимательно всё обсудить. И тут такая неожиданность: в июле его снимают.
— Ваш выход из состава Общественного совета практически совпал с назначением нового руководителя УМВД района: Алексей Долгов сменил на посту Сергея Моргачёва. Это совпадение или закономерность?
— Чистое совпадение. Мой уход не связан с назначением Алексея Долгова, хотя, я знаю, такие разговоры ходят. Отставка Сергея Моргачёва никак не повлияла на моё решение. Я не лукавлю.
По регламенту работы Совета у меня был подготовлен доклад об итогах нашей работы в первом полугодии, была договорённость встретиться с Сергеем Моргачёвым и внимательно всё обсудить. И тут такая неожиданность: в июле его снимают.
У меня к этому времени накопилось очень много проблем, которые я должен был решить с руководством УМВД. И когда появился новый начальник, конечно, пришлось обращаться к нему. Мы встретились с Алексеем Долговым. Я сказал, что с учётом полугодового опыта пришёл к выводу, что задачи, поставленные перед Советом, мы сейчас полностью выполнить не можем. Прежде всего потому, что Совет, на мой взгляд, сформирован неправильно.
— Что необходимо изменить?
— Довольно многое. В составе Совета было девять человек. Это мало, всегда кого-то не хватает, один в отпуске, другой заболел, третий где-то задержался. Я считаю, что Общественный совет надо расширить, чтобы, как минимум, от каждого поселения района в нём был свой представитель. Нужно двенадцать человек плюс председатель, заместитель, секретарь. И ввести людей публичных и общественно значимых, которые имели бы настоящий авторитет. Неважно, из какой они сферы деятельности — главное, чтобы были активными, узнаваемыми, чтобы люди не спрашивали — а кто это? К публичным, узнаваемым личностям доверие населения больше.
— Как на это отреагировал начальник УМВД?
— Он согласился с моими соображениями. Следующая часть разговора, однако, была для него неожиданностью. Я начал так: “А о председателе скажу следующее. Его немедленно надо выгонять, и у меня есть для этого мнения все основания. Вам известно, что я бывший начальник УВД района. И ко мне до сих пор зачастую обращаются не как к председателю Общественного совета, а как к начальнику. На мой взгляд, это недопустимо, это в корне неправильно. Человек, который был в системе, вызывает у людей недоверие, каким бы замечательным он не был. Я посмотрел, как ведётся работа в других местах. Общественный совет при министерстве — поэт руководит. Общественный совет при областном ГУВД — композитор. И в других местах подобное. Я думаю, что это правильно. Я выполнил свою задачу по первоначальной организации работы, и теперь мне следует оставить мой пост”. Мы решили, что я должен уйти, он согласился. Я написал заявление, всё как положено.
— Вы продолжите сотрудничество с Общественным советом?
— Работа Общественного совета при УМВД — это не заседания, как некоторые думают. Нужна мобильность, нужно много ездить, смотреть, встречаться с людьми. Я буду оказывать помощь, если это потребуется, но руководить должен кто-то другой. Мне тяжело тянуть и развивать это дело дальше, в том числе по состоянию здоровья, я уже не молод.
— Какие недостатки в работе Общественного совета вы можете отметить?
— Их несколько. Например, мы организовали приём населения, график был опубликован. Но за полгода мы приняли всего 44 человека. Не потому, что у населения нет вопросов к полиции. На мой взгляд, это недостаток в информировании. Это, в том числе, и наша ошибка, которую нужно исправлять. Нужно было, по крайней мере, печатать график в газетах регулярно, публиковать его в интернете, повесить объявления у отделений полиции — вообще больше давать знать о себе людям.
— Что мешало сделать это?
— Ничто не мешало. Просто мы шли по непроторенной дороге, только начинали и отлаживали свою работу, приобретали опыт. Теперь понятно, что информации нужно уделять больше внимания.
— Были ли случаи, когда ваше вмешательство реально помогло изменить ситуацию, описанную в чьей-то жалобе?
— Общественный совет — это не орган, который подменяет собой прокуратуру. Но люди зачастую шли к нам как в последнюю инстанцию, которая должна заниматься доскональной проверкой каких-то материалов. Мы никого не отталкивали, но надо понимать, что наши права и возможности ограничены. Мы не можем, например, отменить решение суда, не можем подменять собой следствие. Если у вас есть претензии к работе полиции — это к нам, мы готовы вас выслушать и разобраться, в чём причина. Если есть ошибка — мы будем добиваться, чтобы руководство УМВД на неё отреагировало. Нужно более чётко это разъяснять, чтобы не было обид и недопонимания.
— Какие претензии к полиции высказывались чаще всего?
— Большая часть жалоб — на несвоевременное получение ответов на проверочные материалы, заявления. Это настоящий бич. В десятидневный срок, положенный по закону, часто не укладываются. Причин много. Бывает, конечно, виновата полиция, но нередко это задержки с доставкой ответов по почте.
— Вы сказали, что вы — человек системы. Может быть, это мешало вам проводить объективный анализ?
— Возможно, поэтому я и написал заявление об уходе. Должны прийти другие люди, с системой никак не связанные.
— Жители жалуются на работу участковых, многих из которых, по их словам, постоянно нет на месте. Вы проводили проверку их работы?
— Да. И я, и мои коллеги четыре раза проверяли, как ведётся приём населения участковыми инспекторами, соблюдается ли заявленный график. Серьёзных замечаний у нас не возникло. Правда, и людей на приёме практически не было, что само по себе говорит о многом. На мой взгляд, это также недостаток в информировании. Мне трудно поверить в то, что у людей нет никаких вопросов к участковому, поэтому к нему никто не ходит.
Мы делали и другие выездные проверки — например, изучали условия содержания граждан, задержанных за административные правонарушения и помещённых в спецприёмник. Не потому что оттуда шёл поток жалоб, а просто это наша обязанность. Вообще за полгода мы успели довольно многое.
— Работа в Общественном совете — бесплатная. Не думаете ли, что её нужно как-то поощрять материально?
— Ни в коем случае! Если работа в Общественном совете будет каким-либо образом поощряться, это будет уже не Общественный совет. Это будет структура, которая никогда ничего не выявит.
Беседовал Александр ГИРЛИН
Комментарий
Алексей ДОЛГОВ, начальник УМВД района:
— Я изучил работу Общественного совета и пришёл к выводу, что он пока не отвечает требованиям, которые к нему предъявляются. Не в качественном смысле, у меня нет ни к кому личных претензий, а в количественном. Например, в его составе не было представителей всех поселений района, что не совсем правильно.
В настоящий момент Общественный совет временно распущен, мы будем формировать его повторно. Я предварительно обсудил это с главой района и с исполняющим обязанности главы Сергиева Посада. Мы пришли к выводу, что к этому вопросу нужно вернуться после проведения выборов. Я написал письма с просьбой о подборе кандидатов в члены Совета, 2-3 человека от каждого поселения. Вероятно, мы займёмся этим примерно через неделю.
На мой взгляд, Совет должен работать эффективно, указывая на наши недостатки и помогая их преодолевать. К сожалению, мнение о работе полиции в районе не самое высокое. Зачастую этот взгляд очень поверхностный: о том, что мы делаем, просто мало знают. Общественный совет должен стать дополнительным связующим звеном между органами внутренних дел и населением. Я надеюсь на объективную оценку нашей деятельности и положительные сдвиги в этом вопросе.
Мы прорабатываем с районными властями возможность выделения Совету отдельных помещений, где можно встречаться с людьми — чтобы это происходило не на территории полиции. Общественный совет при УМВД — структура, нам неподконтрольная, хотя мы и работаем во взаимодействии.