Сергиев.ru
Культура

Сокровище тринадцатого стула

Сокровище тринадцатого стула

Её хобби сродни страсти Остапа Бендера: она охотится за стульями. Но не для того, чтобы найти там фамильные драгоценности покойной тёщи Воробьянинова, а чтобы вернуть старым вещам былые красоту и величие. Каждый попавший в её дом хромой и обшарпанный табурет имеет право на вторую жизнь, разумно полагает любитель­-реставратор Ася Шалдина. Стоит только применить немного шкурки, лака, краски, обновить текстиль, приложить фантазию и любовь — и никому ненужная, дряхлая мебель превращается в настоящее сокровище, способное украсить любой интерьер.

История реставраторства Аси Шалдиной, как у уездного предводителя дворянства Ипполита Воробьянинова, началась с наследства: в её собственность перешла дача в посёлке Черкизово Пушкинского района. Сильно радоваться нежданно свалившемуся на хрупкие женские плечи богатству не приходилось, в старом доме толком не на что было даже присесть.

«Первые кресла мы привезли из Мамонтовки. Это была типовая классическая мебель советского периода. Кресла были в жутком состоянии, я их просто подбила гвоздями и перетянула сиденья, использовав для обивки старое пальто. Всё очень примитивно, топорно, но это мой первый опыт, и, главное, на них можно было сидеть», — вспоминает Ася.

Некоторые поселившиеся в её доме стулья имеют кинематографический прототип. Например, вот этот, драпированный тканью с мелким цветочным принтом и резьбой на спинке, можно увидеть в эпизодах кинофильма по роману Шукшина «Живёт такой парень».

С тех пор старые стулья, как коты-­беспризорники, стали неожиданным образом попадать в её дом. Два изящных парных кресла с удобными подлокотниками и шишечками на спинке она углядела на помойке, когда шла в гости к подруге. Их как будто специально вынесли, чтобы Ася подобрала. Противиться искушению было нереально, поэтому кресла были тут же подхвачены под подлокотники и перемещены на передержку подруге во двор.

«Они попали в наш дом с потёртой обивкой рыжего цвета и инвентарным номером 50­-х годов прошлого века. Старые кресла были никому не нужны, а мне в самый раз. Я так благодарна этим богатым людям, которые с такой лёгкостью разбрасываются добром», — смеётся реставратор.

Что касается гарнитура немецкой мастерской Гамбса из кинофильма «12 стульев», аналогичных экземпляров Асе, увы, не попадалось. Как вполне резонно заметил Остап Бендер: «Давно сгорели в печи ваши стулья!» Кстати, оригинальной мебели этой мастерской для съёмок не нашёл и Гайдай, трепетно относившийся к каждой детали в своей картине. По категорической заявке режиссёра советским мастерам пришлось изготавливать для фильма точные копии, аж 40 штук! Как известно зрителям, практически все эти стулья, которые стоили немалых денег, были изуродованы в процессе съёмки. Однако два раритета сохранились – они до сих пор украшают интерьер дома Гайдая.

Надо сказать, что большинство раритетных экземпляров своей коллекции она подобрала на контейнерных площадках. Судьба прямо за руку приводила в точное место и в нужный момент. Однажды она шла по улице, когда увидела, как мужчина вытащил из «Мерседеса» изящный, но видавший виды стульчик с высокой спинкой, и поволок на мусорку. Сердце Аси обмерло, она обождала, когда он отъедет, и пулей бросилась за находкой. Теперь найдёныш, выкрашенный в белый цвет и богато драпированный шёлковой тканью цвета оливы и золотой тесьмой, больше напоминает мебель из царского будуара. Он стал украшением её гостиной.

К подбору материала для обивки реставратор подходит с особым тщанием. Порой нужную ткань придирчиво выбирает по нескольку месяцев. Интересно, что большинство материй она находит в Сергиевом Посаде в своём любимом магазине тканей на проспекте Красной Армии.

Помимо стульев, в Асином доме прижились и другие артефакты прошлой эпохи — сервант, столики, комоды. К старине она относится очень бережно, некоторые предметы реставрирует минимально — например, часы­ходики, кованый сундук, где просто хранятся ёлочные игрушки, древние громоздкие чемоданы или большое зеркало, занявшее место в лестничном переходе. «Оно со своей историей, у него своя жизнь, зачем же я буду в неё вмешиваться», — замечает мастер.

К энергетике, которую несут старые предметы, реставратор относится философски: «Если вещь моя, мы друг в друга очень вцепляемся. К тому же люди знают о моей страсти и часто сами отдают ненужную им мебель в хорошие руки, как котят».

Сейчас на даче у Аси хранятся уже больше ста «приблудных» стульев. Десятка два отреставрированных нашли своё применение в комнатах, иные раздарены, а остальные ждут своего часа на чердаке. Среди них одно старинное, тонкой ручной работы кресло с «препарированным» сиденьем, из которого торчат наружу пружины, и «загипсованным» подлокотником. В почти первозданном виде чудом сохранились только колёсики, чтобы громоздкое изделие было легче передвигать. Смотреть – сплошная боль, «лечить» – не хватает знаний. Поэтому Ася мечтает когда-­нибудь пойти на курсы реставраторов, чтобы из любителя вырасти в профессионала.

Оксана Перевозникова, фото автора

 

Фото @ Сергиев.ru