«Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8–9) — такое суровое предостережение давал апостол Павел молодой Галатской Церкви.
Предание анафеме всякого, кто сознательно искажает Христово учение, по мысли апостола, является крайней мерой, защищающей Церковь от губительных лжеучений. Как учил Сам Спаситель, «если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29). Эти слова следует понимать не буквально, но аллегорически, подразумевая под каждым членом тела Церкви православных христианин.
Уже в первых веках верующие люди столкнулись с подобной опасностью. Сначала неокрепших в вере христиан искушали многочисленные гностические секты, а на рубеже III–IV веков возникло учение, проповедующее, что Иисус Христос не Бог, но подобное всем людям творение. Автором этой мысли стал пресвитер Александрийской Церкви, ради обличения которого в 325 году был созван Первый Вселенский Собор в Никее.
Святые отцы, руководствуясь заповедью Спасителя, предали анафеме всех, кто проповедовал ложное учение о Христе и разрушал единство Святой Троицы. Но главным достижением Собора стал первый Никейский Символ веры, защищающий христиан от ереси арианства.
«Из чрева родился еси прежде денницы, от Отца безматерен прежде век: аще и Арий тварь Тя, а не Бога славит, дерзостию смешая Тя Зиждителя тварем безумно, вещество огня вечнаго себе сокровищствуяй. Но собор иже в Никеи, Сына Божия Тя проповеда Господи, Отцу и Духу сопрестольна».
27 и 28 мая в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святых отцов I Вселенского Собора. Всенощное бдение в Успенском соборе совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. Позднюю Божественную литургию возглавил архимандрит Агафодор (Маркевич).
Справка
Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — 2-й академический хор под управлением Виталия Чувилова.
Утром пели: справа — смешанный хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева.