Т еатральный фестиваль — нерядовое событие в Московской области. Уличный театральный фестиваль — дело редкое. Зимний уличный театральный фестиваль — что-то просто уникальное.
Тем менее уже третий год подряд Сергиев Посад проводит именно такой праздник. «Под куполом волшебства» — это яркие краски на фоне тёмного зимнего неба, свет прожекторов и настоящее пламя в руках укротителей огня, куклы-марионетки совсем как люди, и люди совсем как куклы — укутанные потеплее зрители.
Сценой стала Дорога к храму, она же Воскресенский проезд, что соединяет проспект Красной Армии и улицу Первой Ударной Армии. Зрители — прохожие, случайные и постоянные. По оценкам «Театрального ковчега», который стал основным творческим двигателем праздника, за несколько дней эти представления увидели тысячи человек. Впервые в этом году в фестивале участвовал и ОДЦ «Октябрь».
2 января. Люди хотят волшебства
Фестиваль «Под куполом волшебства» открывал театр «Светлые лица» из Москвы. Световой перформанс «Круговорот Зима» удивил оформлением и музыкальным сопровождением — это то, чего ждали зрители, надеявшиеся на нечто больше, чем привычная, пусть даже качественная, клоунада. Живое и медитативное, яркое и заставляющее задуматься о мире представление. Среди зрителей разгуливали актёры из арт-студии «Волшебная шляпа» из Реммаша — в диковинных ростовых костюмах в духе культовых мультфильмов Хаяо Миядзаки. В числе гостей были не только сергиевопосадцы. Встретившаяся нам Елена Громова из Дмитрова рассказала, как накануне специально изучала, что интересного пройдёт в Подмосковье, и на второй день нового года приехала с семьёй специально на наш фестиваль.
3 января. Театр другой, и зрители тоже
Люди, которые ходят в театр, и люди, которые ходят в уличный театр, — разные. Это говорят и сами актёры, да и так становится понятно, если приглядеться. Кто-то шёл к машине на парковку за «Конным двором», кто-то в Торговые ряды, а в итоге и те, и другие оказались здесь — на уличном фестивале. Играть на морозе сложно. Актёры вынуждены постоянно двигаться, чтобы не замёрзнуть, поэтому замереть в картинной позе, как можно сделать на тёплой сцене, не получится. Артисты, похоже, вообще делятся надвое: кто-то терпеть не может играть на уличной сцене, а кто-то её просто обожает: тут и реакция со стороны ярче, не как в зале, и практика хорошая. Это риск: заранее не угадаешь, чем всё закончится, останутся ли зрители до конца, согреваясь кто чем может, или пройдут мимо, отругают или крикнут на всю площадь «Браво!»
4 января. Интерактив во время ковида
Четвёртый день планировался интерактивным — таким, где зрители могли бы стать полноправными участниками шоу. Но вирус прочертил невидимую линию между сценой и публикой и усложнил задачу. Контакт всё же наладили: зрители давали актёрам подсказки, кричали, что говорить и куда бежать, а снеговик в ответ кидался снежками. И неудивительно, ведь это был день, полностью состоящий из детских программ.
Материалы подготовили Владимир Крючев и Евгения Николаева
Фото Светланы Володиной