Селекционно-генетический центр «Смена» с февраля текущего года стал филиалом Федерального научного центра «Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства» РАН. Основные направления СГЦ «Смена» — мясное птицеводство и молочное животноводство.
Предприятие с более чем 60-летней историей пережило периоды стремительного развития и экономического кризиса, смогло перенести времена Перестройки и турбулентности 1990-х и невероятно сложный 2017 год, когда птичий грипп уничтожил всё поголовье уникальных пород птиц. Сегодня СГЦ «Смена» находится на новом витке развития. За четыре года удалось восстановить поголовье и даже вывести особенный кросс мясной птицы, который в ближайшее время планируют презентовать на рынке.
35 дней бройлера
С 2016 года центр «Смена» работает по федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы. Отделение птицеводства в рамках этой программы работает по подпрограмме «Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров».
На сегодняшний день отделение, которое долгое время возглавляет замдиректора по птицеводству — главный зоотехник-селекционер Жанна Емануйлова, обладает единственными в России исходными линиями мясной птицы. В декабре 2020 года СГЦ «Смена» зарегистрировал новый отечественный кросс «Смена-9», который был внесён в реестр селекционных достижений России. По своим продуктивным показателям он является конкурентоспособным с зарубежными мясными кроссами — «Кобб-500» (США) и «Росс 308» (Великобритания).
«Работа над собственным российским кроссом мясной птицы велась уже давно. В 2018 и 2019 годах наш кросс прошёл ряд производственных испытаний, — рассказывает директор «Смены» Анатолий Комаров. — Любая хозяйка, выбирая тушку бройлера в магазине, оценивает её мясные свойства: насколько она упитанная и не костлявая. Поэтому в промышленном производстве мясной птицы ценится, прежде всего, набор массы птицы и качество мяса. Наш кросс при проведении испытаний с импортными кроссами по некоторым показателям, таким как среднесуточный привес и сохранность веса, показывал лучшие цифры, чем зарубежные аналоги».
Чтобы суточный 40-граммовый цыплёнок стал хорошим бройлером весом 2 килограмма, должно пройти не менее 35 дней. На качество и вкус мяса птицы в первую очередь влияет генетика.
«Когда в Россию начался массовый ввоз иностранных окорочков — «ножек Буша», — мы помним, как хозяйки начинали их готовить, и весь жир вытапливался. По сути, мяса в птице не оставалось, — продолжает Анатолий Комаров. — Мы всегда были заинтересованы в максимальном содержании чистого мяса и отсутствии жира».
Для разных птичек — разный рацион
Жанна Емануйлова больше 40 лет работает в «Смене». Сюда она пришла сразу после школы, уже во время работы закончила заочно институт, потом защитила диссертацию. Свой трудовой путь начала простым рабочим-селекционером и доработала до должности заместителя директора по птицеводству — главного зоотехника-селекционера. Жанна Владимировна гордится своей трудовой книжкой: в ней только одна запись — о работе на «родном» племзаводе. Главный зоотехник-селекционер особое внимание уделяет рациону птицы.
«Важно максимально сбалансированное питание — это зерновой состав: пшеница, ячмень, кукуруза. Все зерновые адаптированы для употребления именно нашей птицы, хорошо усваиваются, — рассказывает Жанна Емануйлова. — Если сравнивать с зарубежными бройлерами, то плотность мяса у нас повыше, а вкус, наоборот, больше напоминает курочку, выращиваемую в простых деревенских условиях».
Для изготовления кормов в «Смене» используют только натуральные продукты без добавок и стимуляторов. Рацион березняковской курочки правильно сбалансирован по аминокислотам, витаминам и способствует правильному обмену энергии. При этом для каждого вида птицы и для каждого возраста зоотехник подбирает собственный исключительный рацион.
Общее поголовье кур сейчас достигает 15 тысяч, это родительское стадо, готовое к воспроизводству бройлера. При выходе на рынок и наличии возможностей для дальнейшего развития этого количества птицы достаточно, чтобы обеспечить 25 % рынка бройлера в России. Ценность именно этого поголовья заключается в том, что от одного петушка и 12- 13 курочек за период жизни можно воспроизвести очень большое количество бройлеров. Особая гордость и богатство центра «Смена» — это линейная птица, элитное поголовье, в котором заложены генетические основы и характеристики кросса.
«Мы продаём племенной молодняк. Это суточные цыплята, но не для выращивания бройлера, а для образования родительского стада, от которого потом будут получать бройлеров, — продолжает Жанна Владимировна. — Когда были тяжёлые времена для российского птицеводства и экономики в целом, мы вынужденно занимались производством столового яйца и бройлера на реализацию. Надо было как-то выживать. Но сейчас наша основная задача как селекционно-генетического центра — именно выведение кроссов, способных составить конкуренцию западным селекционерам».
Летят перелётные птицы
Не только для человека вирусы стали главной напастью современности, для птицы зараза уже давно представляет серьёзную угрозу. Поставки племенной продукции в РФ были значительно сокращены из-за закрытых границ. Кроме того, весной сезонная миграция птиц может приносить с собой птичьи вирусы, в том числе и на производства, занимающиеся разведением племенной птицы.
«На каждом таком производстве, в том числе у нас, разработана целая программа по биологической защите, — говорит директор Комаров. — На само производство нельзя попасть просто так. К птице допускается только персонал, прошедший необходимое обследование и медицинское освидетельствование».
На птицефабрику нас ожидаемо не пустили. В птичник могут попасть только сотрудники, которые проходят дезинфекционные барьеры, где они моются в душевых и полностью переодеваются в спецодежду. Прибывая непосредственно в сам птичник, сотрудники повторно проходят дезинфекционный барьер и ещё раз переодеваются в стерильную одежду и только после этого могут подойти к птицам. Вся эта многоступенчатая система биологической защиты используется вне зависимости от времени года и эпидемиологической обстановки в регионе. Возможно дополнительное усиление мер осенью и весной из-за миграции птиц и активизации грызунов.
«В марте 2017 года была вспышка птичьего гриппа, — вспоминает тяжёлые для племзавода времена Анатолий Комаров. — Было предписание уничтожить всё поголовье птицы, это более 57 тысяч племенных птиц и около 200 тысяч молодняка. Хорошо, что заранее нами были отобраны яйца, которые хранились на другом объекте в инкубатории. После того вируса в тех яйцах, нам удалось воспроизвести образцы бройлеров, которые потом стали родителями того поголовья, которое имеем сейчас».
За особую жирность Кроме птицеводства СГЦ «Смена» занимается разведением крупного рогатого скота айрширской породы и обладает статусом племенного завода. Коровок разводят на двух фермах — в Бобошине, где содержатся около 400 голов дойного стада, и в Малинниках, где поголовье дойного стада достигает 200 коров. Кроме дойных бурёнок есть ещё тёлки, телята, молодняк, сухостойные коровы — всего около 1500 голов. Айрширская порода отличается неприхотливостью в содержании, высокими количественными показателями производства молока, да и само молоко содержит высокий процент белка и жира.
«В настоящий момент «Смена» производит около 13 тонн молока в сутки. Молоко отличается высокой жирностью, которая доходит до 4,2 % и высоким содержанием белка до 3,6 %, — говорит замдиректора по животноводству Александр Иванов. — Особенно популярно наше молоко среди производителей сыра. Один из наших покупателей молока, член гильдии сыроваров России, получил золотую медаль в прошлом году на выставке в Италии».
Основной объём сырого молока поставляется на молочный завод «Вимм-Билль-Данн» (Лианозовский молочный комбинат), который несколько лет назад вручил «Смене» награду за самое высокое содержание белка в молоке. Собственная переработка сырого молока пока только в планах, основной задачей предприятия остаётся сохранение айрширской породы коров и её разведение для реализации. На каждые сто коров хозяйства ежегодно рождаются 90-100 телят.
«Ежедневно взрослая корова съе дает порядка 12 килограмм комбикорма и 35 килограмм сенажа и даёт в среднем 30 литров молока, — рассказывает Александр Иванов. — Зерновые корма мы закупаем, а растительные культуры для получения зелёной массы выращиваем сами. Для этого у нас 1726 гектаров пахотных земель».
Жаркая пора для агронома Хозяйство заготавливает порядка 700 тонн сена, 9000 тонн сенажа и 6000 тонн силоса в год. Главный агроном СГЦ «Смена» Григорий Титов говорит, что наступает самая жаркая пора: подготовка к посевной. Должен быть укомплектован кадровый состав, подготовлена техника для посадки, оборотные средства, закуплен посадочный материал.
«Существует серьёзная кадровая проблема. В сельское хозяйство люди идут больше от безвыходности, чем по призванию. Сельхозпредприятия, безусловно, нуждаются в мерах поддержки от государства. В частности, это касается привлечения молодёжи на село», — отмечает Григорий Титов.
Труд на селе — совсем не лёгкий. Выращивание птицы — это непрерывный процесс. Если в инкубатории начали вылупляться цыплята, а это может произойти и в 3 часа ночи, то коллектив работает до того момента, пока свет не увидит последний цыплёнок. График выходных скользящий, потому что даже в праздники кто-то обязательно должен присутствовать на производстве. В животноводстве сменный график: коровы требуют постоянного ухода, а дойка проходит три раза в сутки. В растениеводстве с началом посевной график работы сотрудников тоже меняется, потому что сроки посевной очень сжаты в средней полосе России.
«Мы стараемся создавать максимально комфортные условия для работы в напряжённом графике. Это в первую очередь бесплатное питание, предоставление дополнительных дней отдыха. У нас работают люди, влюблённые в свою профессию. Сельское хозяйство, особенно те отрасли, которые связаны с живностью, надо любить всей душой», — завершает беседу Анатолий Комаров.
} На предприятии «Смена» работают более 220 человек, из них 45 занято на птицеводстве, около 50 — в животноводстве, порядка 20 человек в растениеводстве, остальные — в обслуживающих службах. Многие из сотрудников живут в ближайших деревнях и составляют династии «сменовцев». Зарплата на селе небольшая, но работники признаются: сельское хозяйство — это работа для души и только по призванию.
Дарья Трофимова