Сергиев.ru

«Слышу критику, и к самому себе у меня много вопросов»

«Слышу критику, и к самому себе у меня много вопросов»

Учитель, режиссёр, драматург — всё это об Александре Демахине из гимназии Ольбинского. Лекторий, кинотеатр, поэтический клуб и концертный зал — это уже арт-кафе «Вишнёвый сад», и без него, говорит сам Александр, он не понимает своей жизни.

Он заведует творческой частью этого места, которое после заката солнца из караоке-ресторана превращается в площадку для непростых разговоров. Это с его подачи в Сергиев Посад приезжали Антон Долин, Людмила Петрушевская, Гарри Бардин, Александр Архангельский, Иван Вырыпаев, Дмитрий Быков, Вадим Степанцов, Александр Гордон, Светлана Сорокина...

Александр рассказал, как одно в его жизни дополняет другое и что на самом деле для него означают официальные награды и признания: в 2012-м он победитель всероссийского конкурса «Педагог года», в 2021-м — заслуженный работник образования.

— Когда мы договаривались о встрече, вы писали, что репетируете каждый день до восьми вечера. Что это будет?

— У нас сейчас в гимназии одновременно готовятся два спектакля — один традиционный к Новому году, второй мы репетируем с выпускниками и старшеклассниками, это новаторская работа. Мы планируем делать открытые показы на город, и возможно, даже перенесём их из гимназии на сцену «Вишнёвого сада».

— Можно ли считать «Вишнёвый сад» продолжением просветительской работы в гимназии?

— Я начинал эти встречи ещё в гимназии и в какой-то момент понял, что это может быть интересно не только гимназистам. Тогда же с актёрами «Театрального ковчега» мы делали совместный спектакль, искали помещение, и этим помещением оказалось то, что позже стало «Вишнёвым садом». У нас с Ильмиром Шавкадовичем (Юсуповым, владельцем бизнеса. — Ред.) появилась идея сделать арт-проект, и хотя это не было стратегией, но сейчас понятно, что таким образом какая-то часть моей работы вышла за пределы гимназии.

— Чем «Вишнёвый сад» стал для города?

— Важно, что создалось сообщество. Знаю тех, кто здесь подружился и познакомился, тут же возникли творческие проекты, где люди из Москвы встретились с людьми из Посада. Бывает, человек приходит как зритель, а становится лектором. Есть люди, которые звонят и говорят, что сделали проект, который подходит именно для «Вишнёвого сада», — как, например, Серёжа Сидорин, который показал свой серьёзный моноспектакль на этой площадке. Складываются союзы — недавно на открытии сезона выступили пианист Александр Миронов и поэт Галина Бахарева, которые никогда не работали вместе. Горжусь, что многие из тех, кого мы привозили, вряд ли бы оказались на другой площадке в городе.

— В такое время, в такой стране, в таком мире — кого слушать в первую очередь?

— Важно, чтобы у нас оставалось пространство свободного разговора. Если что-то мы можем говорить между собой, а в публичном пространстве не можем, то возникает двойная истина, и вот это мне не очень нравится. Важен определённый уровень внутренней культуры людей, которые выходят на нашу площадку. Учёный, музыкант, актёр, журналист — это может быть любой человек, но важна его требовательность к самому себе.

— Вы и учитель года, и теперь заслуженный работник образования Московской области. Какое значение для вас имеют официальные награды?

— Самое радостное для меня не сама награда, а то, сколько людей поздравили и написали. Я не совсем классический учитель, но если получаю поддержку, то многие люди, которым близко то же самое, почувствуют, что это может быть значимо. После награждения незнакомые люди писали мне, как они хотели работать в школе, но думали, что их школа не примет, и теперь они готовы попробовать. Если честно, я не уверен во многом из того, что делаю. И не секрет, что я слышу критику, и к самому себе у меня много вопросов. И если совсем честно, я сильно рефлексирую и переживаю, хотя со стороны, возможно, так не кажется. Эти награды для меня — в том числе и психологическая поддержка.

— Напомним читателям про вашу колонку в «Учительской газете», и эта колонка только на первый взгляд про школу…

—...она вообще не про школу. Пётр Григорьевич Положевец, главный редактор газеты, предложил вести колонку, а я сказал ему, что не смогу, потому что у меня нет столько мыслей об образовании на каждую неделю. И он ответил, что я могу писать просто о чём думал на этой неделе — думал о любви, пиши о любви. Или об искусстве. И я ему очень благодарен, потому что ни разу за все эти годы ни одно моё слово не редактировалось. Я бы не фиксировал эти мысли, и теперь это своего рода дневник.

— Там же вы писали об атмосфере в гимназии Ольбинского и о том, что не встречали подобного ни в одной школе, где оказывались. В чём эта атмосфера?

— Для Иосифа Борисовича была важна не только школа, где показывают высокие результаты, а место со своей аурой. Он не хотел, чтобы школа была учреждением, — у нас на кабинетах нет табличек, потому что стоит повесить табличку, как сразу возникает учреждение. Вы же не вешаете у себя дома таблички «кухня» или «гостиная». Он продумывал пространство дома в мелочах. И то же самое в отношениях: старшие желают младшим классам удачи на уроках, ученики не хотят уходить после занятий. И любой ученик может зайти в кабинет директора с любым вопросом, а в кабинете в это время, например, делают декорации к спектаклю. Кабинет директора и наш зал находятся на одном этаже, и перед спектаклем директор сверяется с часами, чтобы уйти, не помешав спектаклю, подстраивается под наше расписание. И это всё происходит искренне.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Илоны МИКИЯ

Фото @ Сергиев.ru