14 апреля ушёл из жизни ещё один очевидец и участник Великой Отечественной войны, проживавший в Сергиево-Посадском округе, — Александр Феоктистович Ерёмин. В дань уважения к ветерану, рассказываем его историю Победы. Наш герой воевал в составе 25-го отдельного Уманьского Краснознамённого танкового полка, принимал участие в освобождении Украины и Румынии.
СПРАВКА
Александр Феоктистович Ерёмин — кавалер ордена Славы 3 степени. Из наградного листа: «Наводчик СУ-76 сержант Ерёмин Александр Феоктистович в боях по уничтожению окружённой группировки противника в районе деревни Оуеляни с 26.08.44 по 29.08.44, правильно используя вооружение СУ-76, уничтожил 174 немецких солдат и офицеров, взял в плен 230 человек. Уничтожил 3 пушки, 2 пулемета и обоз до 9 подвод с живой силой противника».
Из Алтая до Москвы Александр родился на Алтае — в селе Вознесенка, что в Родинском районе. Когда ему было два года, семья задалась целью переехать на Дальний Восток, к родне. Доехали до станции Юрга, что в Новосибирской области, а дальше требовался спецпропуск. Таковы были правила. К счастью, им повстречался вербовщик, который пригласил родителей работать в ближайший совхоз. Отец и мать согласились, и там семья пробыла два года. К тому времени родня, к которой они так долго добирались, переехала в Кемерово.
Александру было уже 9 лет, но в школу он ещё не ходил. В будущем он окончит семь классов — и это произойдёт уже в страшном 1941 году. «Я очень хорошо помню тот день, когда началась война. Лето, знакомые ребята играли в чику — было у нас такое развлечение. В одном доме, на втором этаже, стоял громкоговоритель. Молотов объявил о том, что сейчас будет передано важное правительственное сообщение. Все застыли, разинув рты, Молотов объявил, что началась война. Я сразу побежал домой с криком: «Мама, война началась». Она мгновенно разрыдалась. Вот такое было начало», — вспоминал ветеран.
Когда началась война, наш герой поступил в ремесленное училище. За год он выучился на токаря — трудился на заводе № 606 по специальности.
Он очень рвался на фронт. Хотел уйти воевать ещё в 1942-м, надеялся: подумаешь, год до совершеннолетия! Но Кемеровский военкомат отклонил его просьбу. Повестку Александр получит в 1943-м, когда ему исполнится 18 лет. «В путь отправился поездом. Была зима, холод, в вагоне топили печку. До Костерева во Владимирской области, где меня должны были учить на наводчика, добирались неделю. По прибытию нас поселили в землянки без окон. Внутри всё было завалено снегом, который мы вычищали всю ночь. Мы были ужасно голодны, все запасы еды закончились ещё в пути», — рассказывал ветеран.
В Костерево он провёл 8 месяцев. У Александра Феоктистовича был хороший почерк, поэтому начальник штаба хотел взять его к себе в помощь — составлять списки тех, кого отправляют на фронт. Шёл июнь 1944 года. Наш герой решил пойти на хитрость: исправил свою фамилию на похожую, чтобы отправиться на фронт. Начальник штаба заметил это, но пошёл навстречу стремлению защищать Родину и отпустил Александра.
Дальше его направили в Московскую область, на станцию Правда и включили в экипаж самоходного орудия. А потом переправили на границу с Румынией. Вот каким был его первый бой. «Тогда я был наводчиком самоходной артиллерийской установки СУ-76. Вечером нам объявили об утреннем наступлении 2-го Украинского фронта. Сигналом к началу должен был быть выстрел красной сигнальной ракеты. Дождались утра и двинулись вперёд. Я смотрю в панораму и вижу трассер. Закричал тогда мехводу: «Куда ты едешь?» Как только я это произнес — произошёл взрыв. Вот такая была первая атака: правой гусеницей мы наехали на мину. На левой стороне тоже была мина, но она не взорвалась», — рассказывал Александр Феоктистович.
С самоходками на «ты»
Шла масштабная Будапештская операция. «После этого я служил заряжающим среднего танка Т-34. Когда тридцатьчетвёрку подбили, меня вновь пересадили на самоходку. Однажды случился ночной бой, история о котором была напечана в полковой газете «Дуэль». Это произошло в части Яясо, Кишинёвской группировки. Когда немцы выходили из окружения, мы с ними вели перестрелку: наводили орудие, стреляли, а сами убегали. Победа оказалась за нами. Когда мы поехали на место, где была перестрелка, мы насчитали там 8 лёгких машин — бронетранспортеров. Это хорошие трофеи», — вспоминал ветеран.
Полк находился на самообеспечении. То есть прокорм бойцы добывали себе сами. Из вооружения — пистолет ТТ. Который позже Александр обменяет на трофейный немецкий, к которому подходили патроны от автомата.
В районе венгерской границы Александра ранили. «Помню кукурузное поле. Мы там остановились и замаскировались, чтобы отдохнуть. Когда рассвело, я увидел небольшую возвышенность, а на ней группу немецких солдат. Мы залезли под самоходку. Из распадка одна тройка немецких самолётов пролетела, вторая… Было жарко, и мы время от времени выбирались из-под самоходки. Всегда успевали укрыться до очередного вылета, а тут не успели. Немецкий лётчик заметил наши передвижения и бросил на нас ящик с кассетными бомбами. Досталось тогда всему экипажу: меня ранило в ногу, ещё одного бойца Огурцова — в спину, механика-водителя в живот — он даже до госпиталя не доехал, по дороге умер. В командира попали небольшие осколки, поэтому в госпиталь не положили», — рассказывал Александр Феоктистович.
Своя Победа
В госпитале Александр Феоктистович провёл пять мучительных месяцев. Получил вторую группу инвалидности. В Кемерово он вернулся в 1945-м. Воспоминания о том, какие эмоции вызвала новость о Победе, на редкость скупы: «Было очень много счастья и очень много слёз». А дальше началась мирная жизнь. В 1951 году Александр поехал через Магадан в посёлок Мякет, к брату. В пути встретил свою будущую жену Татьяну. Здесь же, в пути, нашёл и работу — познакомился с начальником механического цеха на одном из заводов, которому требовался токарь. Это был хороший старт.
На пенсию Александр Феоктистович вышел в 1988 году. В Сергиев Посад переехал в 2012-м, и для него наш город стал родным. На вопрос, чего бы хотелось пожелать молодому поколению, ветеран отвечал так: «Я понимаю, молодым сейчас тяжело, но надо, чтобы они любили свою родину, умели защищать её. Сейчас другое вооружение — нужно не уклоняться от службы, а больше учиться. Армия хорошо учит жизни».
СПРАВКА
На территории Сергиево-Посадского городского округа проживают: l 68 участников и инвалидов Великой Отечественной войны; l 111 бывших несовершеннолетних узников фашизма; l 20 жителей блокадного Ленинграда; l 404 вдовы участников Великой Отечественной войны; l 831 труженик тыла.
Арсений Арутюнян
Евгения Николаева
Фото Арсения Арутюняна