Для этого предмета пасмурная погода длилась 23 года и только в этом году сменилась на ясную, тучи рассеялись. Астрономия поднялась на вершину небосвода и заиграла огнями созвездий. Короче говоря — она вернулась в школу.
С 1994 года предмет исключён из школьной программы, но был сохранён в рамках курса физики. Так астрономия просуществовала ещё 14 лет, а в 2008 году действующий учебник не признали пригодным для использования в школе. Нет учебника — нет урока. И вот спустя девять лет решением Министерства образования России в школах возобновляются уроки астрономии в равном статусе с русским языком и математикой.
С 1 сентября 2017 года изучение небесных тел станет обязательным для всех школьников страны. Вернувшись из прошлого тысячелетия, наука о Вселенной дополнит предметную область естественных наук, куда уже входят физика, химия, биология и естествознание.
Согласно приказу № 506 Министерства образования и науки РФ, астрономию можно будет изучать на двух уровнях: базовом и углублённом. Первый уровень даст школьнику представление о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, а также поможет овладеть основными астрономическими понятиями. Второй уровень отправит детей к законам о Вселенной, знаниям о методах исследования небесных тел и умению объяснять связь между космическими объектами и геофизическими явлениями.
Кстати, опросы, проведённые среди выпускников 2017 года, показали, что половина из них не могут ответить даже на такой элементарый вопрос: Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца? Не говоря про более серьёзные и фундаментальные астрономические знания.
Астрономия становится восьмым обязательным предметом для всех школ. До этого их было семь — русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физкультура и ОБЖ.
Инициатива возвращения в школьную программу астрономии принадлежит министру образования и науки Ольге Василь-евой. По этому поводу она дала дополнительные разъяснения, что время на изучение этого предмета может быть заимствовано из часов на второй иностранный язык. Курс ведения нового предмета рассчитан на 35 часов — то есть по одному уроку в неделю у старшеклассников.
Обозначенная дата министерством дана как ориентир. Оно рекомендует начать изучение астрономии как обязательного предмета уже в 2017/18 учебном году, по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий. А право решать, в каком классе вводить астрономию, сохраняется за школой.
Чтобы начать новое дело или вспомнить забытое старое, нужно не только желание, но и решить ряд вопросов: издать современные учебники, найти свободное место в учебном плане, не менее важный момент — срочная переподготовка учителей. И без учебно-наглядных пособий тоже не обойтись будущему преподавателю астрономии.
Как считают учителя и директора школ, с которыми мы поговорили, от отсутствия изучения астрономии страдают дети, для которых звёздная наука интересна. Интернет даёт информацию, которая либо очень специализирована, либо, напротив, поверхностная. К тому же, в глобальной сети нет обучающего руководителя — учителя, а самообразованием могут заниматься далеко не все. Когда предмет был в образовательной программе, кто с интересом, кто без, но школьники его изучали, писали и защищали рефераты, проводили фантастические праздники, посвящённые космосу, участвовали в олимпиадах.
Многие учителя любили астрономию и просили дать нагрузку по этому предмету: вели во внеурочное время кружки, возили детей в планетарий. Увлечение перерастало в большее, выпускники школ поступали на физико-математические факультеты, позже занимались развитием космической программы страны. А сегодня студентам вузов необходимо осваивать элементарные вещи, которые в советской школе знал троечник.
Но не стоит забывать, что в советской школе, с общей для всех учебной программой, астрономия велась в выпускном классе, её целью считалось обобщение естественнонаучного образования школьников. Сейчас же общая программа заканчивается в девятом классе, а дальше наступает профильное обучение. Поэтому, следуя той же логике, астрономию следовало бы добавить в программу девятого класса, считают эксперты. Именно как отдельный предмет, один час в неделю, что разгрузит физику. А содержание двух этих курсов легко согласовать: сейчас в программе физики девятого класса рассматриваются и координатные системы, и относительность движения, и закон всемирного тяготения, и электромагнитные волны, и элементы оптики.
Что касается учебников, то заказываются минимум за один, максимум за три года до того момента, когда они необходимы школе. На предстоящий учебный год в школах района их заказывали в ноябре-декабре 2016-го, а приказ министерства вышел 7 июня текущего года. Это значит, что на данный момент школа не сможет выдать учебную литературу по астрономии. Но к началу введения курса она будет закуплена, школы занимаются этим вопросом.
В федеральном перечне учебной литературы учебник астрономии уже есть. Авторы, как и 20 лет назад, — Б. А. Воронцов-Вельяминов в соавторстве с Евгением Страутом. Преподаватели физики оценивают учебник как качественный, с оговоркой, что необходимо лишь освежить данные, иллюстрации, добавить сведения о современных достижениях в области исследования данной науки.
Этот учебный год станет переходным, чтобы без спешки решить все проблемы: закупить учебники и необходимое оборудование, решить проблемы с подготовкой кадров и включения в учебный план.
ЕГЭ по астрономии, как по ОБЖ и физкультуре, не планируется, в 2019 году задания по этому предмету включат разделом в ЕГЭ по физике.