Сегодня в России государственный праздник — День народного единства. Согласно постановлению правительства, мы отмечаем его с 2005 года, то есть всего 15 лет. В новейшей истории России День народного единства был учреждён как альтернатива Дню согласия и примирения 7 ноября (до 1996 года отмечался как День Великой Октябрьской социалистической революции).
События 4 ноября уходят корнями в более далёкое прошлое — в 1612 год, когда народному ополчению удалось избавиться от польско-литовских интервентов. То ли из-за давности лет, то ли из-за несформированной традиции сограждане не всегда понимают, что мы, собственно, отмечаем. Мы решили узнать, как относится к этому государственному празднику депутат Госдумы Сергей Пахомов и как в целом он расценивает ситуацию, которая складывается в мировом сообществе.
— Сергей Александрович, регулярно перед Днём народного единства проводится опрос: что мы празднуем? Немногие россияне могут чётко сформулировать ответ, называя 4 ноября просто дополнительным выходным. Для вас это праздник или повод отдохнуть?
— Начну с того, что праздники у меня с выходными уже давно не ассоциируются. День народного единства воспринимаю ровно так, как он называется. Это важный для страны праздник, более того, для жителей Сергиев Посада это не совсем обычный праздник, учитывая особую роль Троице-Сергиевой лавры в создании народного ополчения Минина и Пожарского. Да, признаю, для многих он не главный праздник в нашей жизни. Да и само понятие праздника не у всех ассоциируется с чувством гордости и радости. Но моё мнение: День народного единства — это не только повод поднять бокал, а повод вспомнить о событиях, которые стали поворотной вехой в истории России. Вспомнить и гордиться своей страной.
— Сейчас очень напряжённая ситуация в Европе: конфликт свободы слова и уважения чувств верующих. У нас есть соответствующий закон, его много критиковали. Как вы думаете, для нашей страны его принятие было необходимым?
— У нас немного другое отношение людей друг к другу. Мы не настолько циничны и жестоки, мне кажется. Не буду углубляться в суть этой европейской проблемы, но глубину и истоки нужно искать в последовательном разрушении идеологических основ во многих странах мира. Например, одним из показателей этого является периодическая продажа в Европе зданий католических церквей под рестораны и отели. Не считаю, что в России это возможно даже обсуждать — и не потому, что запрещено, просто для нас это ментально неприемлемо. Есть у нас внутри естественные сдерживающие факторы. Запредельная толерантность, повсеместно насаждающаяся в Европе, в том числе не всегда добровольно, стала гиперпопулярным термином, но именно она отчасти и приводит к таким последствиям. Люди перестают уважать свою историю, традиции, свою религию и тем более не свою.
Посмотрите, интересная вещь получается. В той же самой Франции критиковать религиозные чувства можно, а, например, негативно высказываться о сексуальной ориентации людей запрещено и это всячески порицается обществом. Приоритеты расставлены именно так, поэтому и проблемы подобные появляются. Считаю, что в России, многонациональной и многоконфессиональной стране, это невозможно. Мы иначе воспитаны, что ли. Мне кажется, внутренне мы себе не можем позволить просто так взять и начать оскорблять друг друга. Конечно, всякое бывает, эта мода в Европе зацепляет и кого-то у нас, но пока скорее в качестве исключения. Отсюда и наши особенные реакции на подобные происходящие в Европе вещи.
Разбираться, кто прав, кто виноват, нет смысла, нужно там жить, чтобы давать оценки, но это в целом плохо. Посмотрите на события в Турции, когда их президент принял решение обратить патриарший православный собор Святой Софии, больше тысячи лет остававшийся самым большим храмом в христианском мире и который уже почти 100 лет имел статус музея, в мечеть. И что? Какой-то особенно бурной реакции мирового сообщества на это не последовало. Резонанс был только в России, и мы, в том числе в Государственной Думе, озвучивали свои просьбы обратить на это особое внимание. Да, вроде бы это внутреннее дело Турции, но это и великая мировая христианская святыня. Повторюсь, не хочу давать оценок, но всё это следствия потери внутренних человеческих ориентиров в мире. Это конечно, печально, но в то же время хороший пример для нас — вот что бывает, когда теряются основы.
— Сегодня возникла парадоксальная ситуация: странам приходится разделяться, чтобы противостоять общей беде — коронавирусу. Как вы считаете, это определённый урок для человечества или всего лишь банальная инфекция, которую нужно пережить?
— Я не сторонник теории, что таким образом природа даёт нам сигнал о своей усталости от нашего присутствия, хотя не исключено, что так оно и есть. Это просто хороший повод задуматься о том, что природа намного сильней человека и жизненно необходимо объединяться для победы в подобных обстоятельствах. Границы на картах не спасут нас ни от одной пандемии, это понятно. История знает несколько пандемий, уносивших жизни десятков миллионов человек.
Сегодня природа в очередной раз даёт человечеству шанс усвоить — возможно, в будущем способность быстро объединиться может стать дверью к спасению цивилизации. Всё это не раз и весьма красочно показано в фантастических фильмах. Кстати, сейчас они не кажутся такими уж фантастическими. Коронавирус — хороший повод обо всём этом задуматься. Сейчас удалось проблему коронавируса локализовать, подходы к лечению и вакцинации найдены, стало понятно, как с этим бороться, и наша страна здесь впереди планеты всей. Скоро мы с этой проблемой справимся, однако не факт, что в будущем не будет другой. Я не фаталист, скорей наоборот, но это сегодняшние реалии жизни.
— Вы являлись сторонником объединения двенадцати поселений нашего района в единый округ. Довольны результатом?
— Это было верное решение. В данном случае основываюсь на своём понимании того, как должна быть устроена система власти. В целом не считаю излишнюю централизацию хорошим выходом, но внутри муниципалитетов она всё же приносит больше пользы. Такой небольшой район, как Сергиев Посад, может позволить себе жить с одной администрацией, и вопрос здесь больше в качестве управления, а не в количестве глав и т. д. Власть всегда должна работать качественно и уделять внимание каждому удалённому населённому пункту на своей территории.
С 2004 года, когда произошло разделение на поселения, особенных рывков вперёд в плане развития района жители Сергиева Посада не зафиксировали. Для чистоты эксперимента замечу, что и 2-3 года до этого так же не были для нашего района выдающимися, что и заставило жителей проявить принципиальность на выборах главы района и настойчивость в дальнейшем при отстаивании своего мнения в этом вопросе. На тот момент это было абсолютно правильное решение, и жители справедливо его защищали. Другое дело, что, отстояв свою точку зрения, мы получили некую гордость за себя, но вот прорыва в качестве жизни и в хозяйственных вопросах за этим эмоциональным подъёмом не последовало. А жаль.
— Может быть, руководителю района Анатолию Упырёву не хватило тогда времени или поддержки области?
— Возможно. Но уверен, он хотел сделать много добрых и правильных дел. Но у спортсменов есть хорошее выражение — «счёт на табло». Когда я пришёл работать в администрацию, оно было неким нашим девизом. Всё забывается, остаётся только «счёт». Много тогда было потеряно времени, но после Анатолия были и другие руководители, которых область активно поддерживала, но всё равно ничего сильно не изменилось, рывка мы так и не ощутили. И именно история тех 10 лет, это наша история про разделение, где каждый был за себя — город отдельно, район отдельно, поселения сами по себе, депутаты, администрации... Поэтому, когда в 2014 году мне довелось прийти руководить районной властью, я первым делом заявил — ничего раздельного больше не будет, все только вместе. Не всем это тогда понравилось, но это уже было неважно. С того дня и до моего ухода в Госдуму так и было. Уверен, ни у одного главы поселения тогда не было даже грамма сомнения, что все мы вместе и среди нас есть лидер.
Это было хорошее время, после десятилетней «стабильности» мы запустили огромное количество важнейших проектов, которые реализованы или реализуются до сих пор. Де-факто мы объединились ещё в первый день моей работы в администрации, хотя слияние деюре произошло поздней. Всё остальное сегодня — это качество работы местной власти, к которой я, как житель, тоже частенько предъявляю претензии. Но, поверьте мне, им тоже непросто. Да, мне сейчас не всё нравится, но это неплохой повод дать предложение по улучшению системы и работать дальше. Чем могу помогаю, моя задача — с федерального и регионального уровня обеспечить местную власть достаточными рычагами для качественных действий и привлечь государственные и региональные инвестиции в местные социальные и не только проекты. Эту работу я делаю хорошо.
В заключение хочу вернуться к тому, с чего мы с вами начали и поздравить всех читателей газеты «Вперёд» с Днём народного единства! Вместе всегда лучше.
Беседовала Оксана Перевозникова