Сергиев.ru

Село на озере

Село на озере

У каждого человека должно быть место, где комфортно находиться, где голова отдыхает от тревожных мыслей, где тебе рады, как в родном доме. Иногда стоит просто прогуляться, понаблюдать за жизнью вокруг — другой, лишённой будничных забот. Подышать деревенским воздухом, вспомнить, как в детстве, пробираясь сквозь густой туман, отправлялись с отцом на рыбалку ловить карасей. А после подойти к церкви и слушать перезвон колоколов. Воскресным утром я отправляюсь в село Озерецкое — то самое родное место, невероятно красивое и уютное.

На пересечении исторических путей

Озерецкое расположено в 18 километрах от Хотькова, посередине между Сергиевым Посадом и Дмитровом, практически на границе городских округов. В этом месте расположено большое озеро ледникового происхождения, в которое впадают речки Воря и Чернянка. Озеро так и называется — Озерецкое.

Исторические источники говорят, что южнее озера находятся древние славянские курганы. С дороги видно колокольню Никольского храма. Именно от него я начну свою прогулку по селу, которое имеет интереснейшую историю.

В церкви идёт воскресная служба, на которую собираются сельские жители и дачники. Среди них есть те, кто историю Озерецкого хорошо знает и, можно сказать, в ней участвует.

Бывший глава района Владимир Коротков провёл детство в доме своей бабушки, который до сих пор стоит на въезде в село. На протяжении последних десятилетий Коротков помогает восстанавливать и поддерживать церковь, всегда отзывается на просьбы местных в хозяйственных нуждах и даже написал книгу, в которой рассказывает и об истории Озерецкого.

Из собранных исторических данных я узнаю, что село стоит тут как минимум шесть веков. Упоминания о нём можно найти в документах, датируемых первой половиной XV века. «Поселение входило в Дмитровский уезд, называлось, по одной версии, Никольским ввиду нахождения в нём церкви Николая Чудотворца, по другой версии — Галицким, так как принадлежало князю Василию Галицкому», — начинает рассказ Владимир Коротков. В 1433 году князь подарил село Троице­Сергиеву монастырю, в ведомстве которого Озерецкое находилось вплоть до секуляризационной реформы 1764 года, когда Екатерина II изъяла все церковные владения в пользу государства. Упоминания об Озерецком и Никольской церкви встречаются в летописаниях времён правления Ивана Грозного и Фёдора Иоанновича, а позже в писцовой книге Дмитровского уезда, в переписной книге города Дмитрова, а также в жалованной грамоте императрицы Елизаветы Петровны. Согласно переписи, в 1743 году в селе проживало более трёхсот человек, а к 1865 году население увеличилось до 540 человек. Село стояло в очень удачном месте на Дмитровском тракте, что и способствовало его экономическому развитию. В 1919 году Озерецкая волость вошла в Сергиевский уезд, вместе с селом в район были переданы Васильевское, Кузьминки, Левково, Лазарево, Святогорово, Торбеево и Ярыгино. По данным переписи населения за 1923 год в Озерецком проживало больше полутысячи человек, а количество дворов достигало почти сотни.

Молочко из Озерецкого

В начале прошлого столетия Озерецкое считалось развитым селом. Здесь выращивали и овощи, и зерно, и молочное производство было. Был организован колхоз «Смычка», позже преобразованный в совхоз. По словам местных старожилов, ближе к реке Воре была произведена мелиорация, на плодородной почве сажали капусту и морковь. От церкви отходили три улицы, которые образовывали три слободы. В 1950­е годы колхоз «Смычка» расширился и «переехал» на новое место, ближе к дороге. Для привлечения молодёжи в селе было построено порядка восьми панельных домиков. Они и по сей день заселены и встречают въезжающих в Озерецкое одинаковыми фасадами.

Со временем «Смычка» был переименован в «Васильевское». Сейчас здесь находится крупная ферма, производящая до 12 тонн молока в сутки. Туда я и направляюсь. Несмотря на выходной день, в коровниках кипит работа. После того, как «Васильевское» стал частью холдинга «Братья Чебурашкины», сюда было завезено венгерское стадо голштинской породы, приглашены европейские специалисты, поголовье увеличено до тысячи коров. Ещё одно ноу-­хау фермы — коровы находятся без привязи. Процесс получения молока автоматизирован, поэтому в обязанности сотрудников входит контроль за производством, поддержание чистоты в коровниках. Особое внимание уделяется здоровью бурёнок — на ферме всегда присутствует ветврач. Кстати, ветеринар — из местных, живёт в соседнем Житникове. Ежедневно производимое сырьё отправляется на завод, где становится питьевым молоком, кефиром, йогуртом, творогом, сметаной, маслом.

Дачников становится больше

Окольными путями пробираюсь к деревенским улочкам. На берегу одного из сельских прудов стоит зелёный деревянный домик. На пороге меня встречает озадаченная появлением любопытного чужого женщина. Я представляюсь, говорю, что из газеты и хочу узнать, чем сегодня живёт село. Женщину зовут Антонина. Так же как и её муж Владимир, она родилась в Озерецком, до выхода на пенсию жила в квартире в Хотькове. Четыре года назад пара перебралась от городской суеты в родное село. «Помню, раньше начальная школа располагалась на въезде в деревню, где сейчас магазин стройматериалов, — начинает рассказ Владимир. — А школьники постарше ходили пешком в Прокшино». Рыбачили сельские жители на Озерецком, даже купались в нём. «Сейчас там подходы заболочены. Зато клюквы очень много», — рассказывает наш собеседник.

В Озерецком и соседнем селе Житниково все друг друга знают. Многие сельские учились в одной школе, дружили деревнями. Так в беседе с Владимиром начинаю перечислять фамилии моих дальних родственников из Житникова, и выясняется, что многие имена ему знакомы. Разговор становится более тёплым. За последние годы, по словам пенсионеров, Озерецкое прилично разрослось — был построен целый квартал. «Летом в селе много детей — кто приезжает на летние каникулы к бабушкам, другие едут из Москвы на дачи, — рассказывает Антонина. — Нам тут хорошо живётся: дороги зимой чистят, автобусы до города ходят. Можно в деревне жить!»

Единственное, на что жалуются сельчане, — на некошеную траву и на то, что пруд давно не чистили. Прощаюсь с хозяевами дома у пруда и иду дальше. Вдоль берега растянулись любители рыбной ловли. Это москвичи ловят карасей. «Нам участки под дачи давали бесплатно в своё время. Магазин есть, природа вокруг, — говорит один из рыбаков. — Здесь всегда есть, чем заняться. С внуками вожусь, рыбу ловлю».

Сейчас в селе более пятидесяти дворов, из них в двадцати живут постоянно. Развитие села и строительство новых домов связывают ещё и с предстоящей газификацией. Вопрос проведения в Озерецкое магистрального газа поднимался ещё десять лет назад. В итоге газ высокого давления до села довели, но дома так и не газифицировали. Время затянулось, и понадобился новый проект. По словам местных жителей, сейчас этот вопрос стоит на контроле у председателя окружного Совета депутатов Риты Тихомировой. Сельчане просили обязательно поблагодарить Риту Григорьевну за внимание к проблеме и выразили надежду, что газ наконец­таки придёт в их дома.

Разрушали и вновь возводили

Возвращаюсь к церкви под конец службы. Матушки, работающие в церковной лавке, встречают меня, знают, что приехала делать репортаж. Предлагают подняться на колокольню вместе с двумя девушками, которые будут звонить в колокола. Наверх идёт узкая лестница с крутыми ступеньками, а с колокольни открывается потрясающий вид на окрестные озёра и луга.

Невероятная сила посещает человека в такие моменты. Недаром колокольный звон называют молитвой без слов. Спустившись вниз, прохожу внутрь. На столе лежит большой альбом с фотоисторией восстановления храма. После воскресной службы прихожане и служители церкви пьют чай с печеньем, наливают и мне кружечку. За чайными беседами смотрим альбом и вспоминаем отца Сергия, который на протяжении пятнадцати лет был настоятелем храма, поднял его буквально из руин. Батюшку и я вспоминаю добрым словом, шесть лет назад он крестил мою дочь, не раз исповедовал меня и всегда поддерживал добрым советом. Его не стало пять лет назад — инсульт.

Спрашиваю об истории храма. Оказывается, церковь не раз была разрушена до основания и восстановлена. В Смутное время деревянную церковь Николая Чудотворца уничтожили поляки, которые не смогли пройти мимо богатого села, принадлежащего монастырю. Позже на этом месте была построена новая деревянная Никольская церковь. Только в 1811 году в Озерецком возвели каменный храм с приделами. Строили его на средства прихожан, а кирпич обжигали тут же в селе. На звоннице появились восемь колоколов, самый тяжёлый из которых весил три с половиной тонны. У храма находилось приходское кладбище, оно было закрыто в начале прошлого столетия. Тогда хоронить сельчан стали в небольшом лесу на холме недалеко от села. В 1937 году был расстрелян настоятель Никольского храма, и более сорока лет внутри церковного помещения находился склад сельскохозяйственного инвентаря и зернохранилище.

К 1990­-м годам храм находился в полуразрушенном состоянии, практически отсутствовала одна стена, сквозь свод проросли деревья. Никольский храм был передан православной общине только в 1994 году, с тех пор началось его восстановление. Шесть лет работы проводились очень медленно, всё делалось силами прихожан и настоятеля Сергия Пташинского. Восстановление ускорилось с 2000 года, когда настоятелем был назначен священник Сергий Минченко. В первые три года при отце Сергии был установлен купол с крестом, отреставрирована колокольня, стали регулярно проводиться богослужения по праздничным и воскресным дням. Потихоньку начались фасадные работы, стали восстанавливать внутреннее убранство. Несмотря на то что в настоящий момент храм полностью восстановлен, что­-то приходится менять, дополнять, проводить косметический ремонт.

Помогают прихожане и местные жители. Сейчас настоятелем храма является молодой священник Глеб Рябинин, на чаепитии он сидит во главе стола, внимательно слушает рассказы старожилов о храме и об истории села. Я долго не задерживаюсь, благодарю за гостеприимство и с молитвой ухожу.

Ушаков в Озерецком

Из множества исторических мест в Сергиево­-Посадском округе село Озерецкое могло бы стать весьма популярным среди туристов. Возможно, не менее популярным, чем Гагино, где венчался Фёдор Шаляпин. Ведь, согласно историческим справкам, в начале XX века в Никольском храме села Озерецкого был повенчан знаменитый лингвист, один из организаторов реформы русской орфографии и автор толкового словаря русского языка Дмитрий Ушаков. Более того, есть ещё двое сельчан, которые известны на всю страну. Это сыновья священника Якова Озерецковского Николай и Павел. Николай Озерецковский стал знаменитым естествоиспытателем и путешественником. Павел Озерецковский был первым обер­священником российской армии и флота.

И конечно, прогуливаясь по Озерецкому, надо обязательно дойти до сельского кладбища. Помню, в моём детстве туда вела разбитая грунтовка. Новую асфальтовую дорогу в селе сделали чуть больше десяти лет назад, её же продолжили до погоста, сделали площадку для машин. В самом конце кладбища находится могила Дмитрия Маркелова, командира Сергиево-Посадского ОМОНа, погибшего в марте 2000-­го во время засады боевиков в пригороде Грозного. В этом сентябре Дмитрию Афанасьевичу исполнилось бы 70 лет.

Деревья тут не пропускают сильный ветер, и на кладбище всегда стоит абсолютная тишина. Ощущение забвения нарушает только щебетание налетевших воробьёв. «Какой тёп­лый сентябрь стоит в эти выходные и как хорошо гулять такой осенью», — мелькнуло в голове.

Дарья Трофимова

Фото Светланы Володиной

Фото @ Сергиев.ru