15 % студентов западных стран учатся в возрасте 30 лет и старше. В России, где ценность высшего образования по-прежнему является предметом нелепой дискуссии, таких гораздо меньше. Виной тому и специфический рынок труда, и отношение общества к вечным студентам, сформировавшееся ещё в советские времена и даже раньше. Рассуждаем о плюсах и минусах такого шага для зрелого человека.
Личная драма Островского
Тридцать-тридцать пять — отличный возрастной промежуток для того, чтобы начать сокрушаться на тему «бесцельно прожитых лет». Лучший способ оглянуться назад и понять, что в жизни что-то идёт не так — подойти к зеркалу и надеть на себя мысленно ленту выпускника школы, посмотреть самому себе в глаза и спросить: «А об этом ли я мечтал 13-18 лет назад?» Нередко ответ следует категорически отрицательный. С этого и начинается тот самый кризис среднего возраста, толкающий одних искать дно стакана, других — на край планеты, а третьих — на вузовскую скамью.
Иногда к этому добавляется почти животный страх за положение на рынке труда через несколько лет. Молодняк вон с какой скоростью технологии осваивает. Кому будет нужна «старая шпала»? Сразу же появляется неуёмное желание начать исправлять ошибки юности, по несколько штук одним махом… Так и появляются те самые вечные студенты.
Анна Назарова, спасатель. Студент МГУТУ им. Разумовского:
— Мне уже 35 лет, я работаю в МЧС. Пенсионный возраст повышается, а нормативы ужесточаются. Я не уверена, что смогу сдать их, когда мне будет 50. Поэтому лучшее, что я могла сделать для себя сейчас — пойти учиться в институт, чтобы в перспективе уйти, например, в пожнадзор.
Память девичья, а логика мужская
Первое, с чем столкнётся студент в возрасте тридцать плюс — потеря памяти и любознательности. Тот объём информации, который усваивался с одного раза в 16 лет, сегодня пойдёт впрок в лучшем случае наполовину, а то и меньше.
Всё будет аккурат как в советской комедии «Большая перемена», где герой Евгения Леонова пытается выучить параграф про Бисмарка и прусский милитаризм… Записывайте хоть на подкорку с помощью магнитофона во сне, молодняк, если не будет лениться, всё равно вас обскачет.
Всему виной дофамин — гормон, который отвечает за восприятие и запоминание.
Но не всё так плохо для «стариков». Есть у них свои преимущества, которые выделят их из потока тинейджеров.
Александр Бурмистров, выпускающий редактор ТВР24, студент ГИТР:
— Сколько ребят из тех, кто пошли после 11 класса в вуз, работают сейчас по профессии? Не так много. Когда есть работа, теория подводится под практическую базу. Сейчас я уже многое перепробовал в журналистике и понял, чем хочу заниматься. Что касается усвоения материалов, голова забита чем-то другим, факты и даты сложнее запоминать. Со мной на курсе девчонки, которые не работают в журналистике. Очевидно, что им не хватает навыков и осмысленности при обучении на заочной форме.
Осмысленностью плюсы «стариков» относительно молодёжи не исчерпываются. Если студент когда-либо читал научную литературу, набрать учебную форму будет не так сложно. Термины не вызывают аллергии и паники. Плюс с логикой у поколения, умудрённого опытом, как правило, получше. Структурировать знания в гуманитарных дисциплинах куда как проще. Да и случайных людей, которым эта учёба даром не нужна, в 30 плюс в вузе не встретишь.
«Старикам» тоже завидуют
Студент за 30 всегда сомневается. А не опоздал ли я? А не занимаюсь ли я ерундой и не спускаю ли в прорву ресурсы своей семьи, которые помогли бы выплатить ипотеку, кредит за автомобиль и собрать ребёнка в школу? Такие вопросы невольно возникают в голове староучащегося.
Студент-переросток не всегда осознаёт, что тинейджеры ему завидуют белой и чёрной завистью. Во-первых, если он мужчина, у него решены проблемы с военным билетом. Во-вторых, не болит голова за стипендию или перевод на бюджетное место. Как правило, он намного крепче стоит на ногах, чем однокурсники. И, в-третьих, он ничуть не ущемлён в правах относительно семнадцатилетних — скажем, без особого ущерба в 35 можно взять в банке целевой кредит на образование под 3 % годовых (новация 2020 года, одобренная премьер-министром Михаилом Мишустиным).
Анастасия Дмитриева, психолог:
— Если мы говорим о комплексах студентов за 30, то они забирают большую часть за часть внимания и сил на себя, оставляя достижению цели небольшой кусочек. Это правда, что способность к обработке информации с годами снижается. Память под влиянием стресса тоже может давать сбои, и тут под удар попадает и самооценка, и мотивация человека продолжать учиться дальше. В какой-то момент человек может поймать себя на мысли «наверное, это не моё» и оставить затею, особенно, когда он наблюдает успехи у своих более юных одногруппников.
Некоторым людям сложно принять роль студента. Тут стоит понимать, что у каждого человека огромное количество социальных ролей, мы можем быть учителями и учениками, и эти роли никак не исключают друг друга. Важно не ассоциировать себя с какой-то конкретной ролью, а воспринимать себя, как себя. Это поможет.
Старайтесь не сравнивать себя ни с кем, создавайте личные критерии своего успеха и не обесценивайте себя. Хвалите себя даже за то, что, казалось бы, элементарно (Дошли до пары? — Прекрасно! Вы молодец!), а ещё лучше — заведите блокнот и ежедневно записывайте свои маленькие шаги, которые это подтверждают.
Факт для оптимистов
В этом году итальянец Джузеппе Патерно окончил факультет Философских и исторических исследований Университета Палермо в возрасте 97 лет. Свой диплом великовозрастный выпускник защитил на отлично, несмотря на эпидемию коронавируса и переход на обучение в онлайн-формате. Теперь старик задумывается об учёбе в магистратуре (прям как автор этой статьи). А что? Генетика у него хорошая. Мама дожила до 100. Время защитить диссертацию есть.
Сергей Рунько