Сегодня исполнилось бы 85 лет Александру Меню — священнику, проповеднику, автору книг. Это имя попрежнему волнует умы православных христиан и всех, кому интересна современная русская история и культура, и нетрудно представить, какой эффект произвело его появление на телевидении, в прессе конца восьмидесятых, когда общество ещё по инерции оставалось атеистическим.
служит в храме, построенном рядом с местом убийства отца Александра. Сегодня в храме и музее при нём пройдут служба, концерт и круглый стол в память о человеке, оставившем столь заметный след.
— Александр Мень — один из самых известных православных священников, но не каждый точно сформулирует его идеи. Вспомнят об экуменизме, и на том всё. Можно ли пересказать его главные принципы в рамках ответа на один вопрос?
— Его основной установкой была открытость людям. Об экуменизме, как правило, рассуждают дилетанты, не понимающие смысла этого слова. Многие считают, что речь идёт о смешении религий, но сам отец Александр говорил, что такое смешение вредно, и призывал только к одному — к обмену опытом между христианами, и речь шла только о христианских конфессиях. Братское общение, без сомнения, должно быть, и сейчас, когда перед христианами возникают серьёзные угрозы мирового масштаба, его слова становятся пророческими. Что касается богослужения, то отец Александр был очень традиционным православным священником.
— Он стал широко известен во многом благодаря телевидению. Как в Церкви отнеслись к его появлению на экране?
— Недовольные священники встречались и без того, и по разным причинам. Комуто не нравилось, что он еврей, — к счастью, такое отношение в Церкви сейчас встречается реже. Были священники, которые, простите, завидовали его известности и умению работать с людьми. Комуто было проще спокойно отсидеться в стенах храма — рядовые служители советского периода жили в большем достатке, чем современные. Были священники, которые ему оппонировали, и среди них встречалось много достойных. Они просто стояли на других позициях, но это не мешало им в день отпевания приехать и проститься с отцом Александром, и такая позиция заслуживает уважения. Он использовал любую возможность обратиться к людям, и на то его благословил правящий архиерей, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
— Как отзываются об отце Алек сандре в нашем благочинии?
— Может, не все принимают идеи отца Александра полностью, однако вдумчивый собеседник понимает, насколько человек многогранен. Среда священников неоднородна, но могу сказать, что за 20 лет служения у меня сложились добрые отношения со всеми священниками нашего благочиния. Мы любим друг друга за то, что мы такие разные, и в этом кроется глубокий смысл — мы не в армии, где равняют кровати по верёвочке. И когда в дни памяти отца Александра сюда, в Семхоз, приезжает митрополит, мы собираемся вместе — это не только дань правящему архиерею, но и искренняя молитва на месте убиения братасослужителя.
— Что изменится в нашей жизни, если мы узнаем имена заказчиков убийства?
— Ничего. Даже если нам сообщат, что это было бытовое убийство, во что я слабо верю, то для меня это ничего не поменяет. Объясню почему. Во-первых, это случилось. А во-вторых, таким образом сработали силы зла. Само действие не имеет значения, потому что это было проявление концентрации бесовских сил, противостоящих Евангельской проповеди отца Александра.
— Знаете, часто яркая фигура мифологизируется. Персонаж в представлении людей делает то, что не делал, обрастает легендами, изображается исключительно хорошим или плохим. В какой мере отец Александр сегодня мифологизирован?
— Очень рад, что мы в этом единодушны с братом отца Александра — Павлом Менем, который также этой мифологизации противостоит. Он подчёркивает качества отца Александра, свойственные обычному человеку, хотя я знаю — и мог бы рассказать — много по-настоящему чудесных историй, связанных с ним.