75-летнего живописца связывают с Абрамцевом годы студенческой юности и десятилетия преподавания в местном училище. На суд зрителей и коллег в Отделе художественных ремёсел мастер представил три десятка полотен, посвящённых крестьянскому быту и неподдающемуся увяданию великолепию Русского Севера.
Всё ещё крепкие, но уже чуть покосившиеся дома, которые помнят наших жилистых прадедов в льняных рубахах и с деревянной сохой. Приветливые огоньки в вечерних окнах, которые зовут нас куда-то в детство к бабушке на блины с домашней сметаной. Природа, нетронутая назойливым хай-теком. И прожитая нашим народом жизнь. Не кипучая, ярмарочно-балаганная, а размеренно-степенная, как поступь монаха, идущего вдоль соловецкой стены на одной из картин.
Одни пейзажи наполняют щемящей тоской и светлой грустью. Потому что мир русской деревни от нас как-то незаметно ускользнул за пару-тройку десятилетий, оставив воспоминание в виде «летописей» Василия Шукшина, Фёдора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина и Александра Колотилова с его единомышленниками в качестве визуального подкрепления. Чтобы погрузиться в эту атмосферу вновь, людям сегодня приходится преодолевать тысячи километров на север и восток.
Другие полотна, посвящённые Соловкам, заставляют задуматься о вечном. Каким крошечным и малозначительным выглядит человек на фоне обители Савватия и Германа. Если деревня растворяется вдали, за горизонтом, то монастырь вполне логично уходит в небеса, прямиком к Богу, для общения с которым он и был построен.
Есть ли картины, говорящие о вечности более красноречиво? Разумеется, есть. Это спор двух петухов из одного курятника. Присмотритесь внимательно к хищным клювам и глазам, и вы увидите соседей, не поделивших парковочное место, футбольных фанатов «Спартака» и ЦСКА, обсуждающих последний матч любимых команд, самозабвенно спорящих друг с другом участников политических ток-шоу.
Эти петухи будто бы говорят, что русская деревня и её многовековой уклад, если копнуть чуть глубже, по-прежнему живы в нашем обществе. Хотя писателям и живописцам наверняка больше хотелось, чтобы от тех у неё сохранилась в первую очередь природа и архитектура.
Выставка Александра Колотилова придётся по душе каждому, кто разделяет любовь мастера к русским традициям и чьи детские воспоминания так или иначе связаны с русской глубинкой.
Деньги — на музеи
Картины Александра Колотилова в Хотьково можно увидеть совершенно бесплатно. Но, к сожалению, опция безвозмездного просмотра доступна не для всех произведений искусства. За право культурно обогащаться приходится платить, в том числе детям. Хорошо, если у родителей есть не только деньги, но и желание познакомить подростков с произведениями искусства, а как быть, если нет ни того, ни другого? На этот вопрос ответил президент страны Владимир Путин в ходе «Прямой линии». Государство готово профинансировать новую целевую выплату, которая позволит детям посещать культурные мероприятия, не боясь за семейный бюджет. Показательно, что деньги не будут падать бесконтрольно на карточку. И расплатиться ими, скажем, в магазине будет невозможно. Только за высокие материи. Инициатива, которую общество ждало более 20 лет, наконец-то находит своё воплощение в жизнь.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ПАХОМОВ, депутат Госдумы VII созыва:
— С 1 сентября в России заработает программа «Пушкинская карта». Она затронет подростков от 14 до 22 лет включительно. У каждого из них появится специальный счёт, на который государство перечислит 3000 рублей. Это примерно 13 миллионов старшеклассников, студентов колледжей и вузов. Потратить эти деньги можно будет на культурное развитие: походы в музеи, театры, на выставки. Можно предположить, что с осени культурные учреждения будет ждать наплыв посетителей. Если пандемия не пойдёт на спад, хочется предостеречь ребят от массовых скоплений. Вы нам нужны не только умными, но и здоровыми. С 2022-го на «Пушкинскую карту» будет перечисляться по 5 тысяч рублей на календарный год. Особенно эта инициатива президента понравится детям из малообеспеченных семей, лишённых материальной возможности посещать культурные мероприятия. Я всячески её поддерживаю как парламентарий и как гражданин.
}} Александр Афанасьевич КОЛОТИЛОВ Заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России. Родился в 1946 году в Москве. Рано потерял родителей. Воспитывался в детском доме, где проявлял творческие способности. В 1968 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище. С 1974 года здесь же преподавал рисунок, скульптуру и живопись. Продолжил образование в Строгановском училище. Не один год прожил в эмиграции. Полотна Колотилова выставлялись в США, Великобритании, Китае, Франции, Бельгии, Италии, Германии. В настоящий момент проживает в Пушкине. Предпочитает пастозную технику живописи.
Слово мастеру
— Какой месседж хотели донести картинами?
— В первую очередь любовь к Родине. Я вырос в Хотькове. Сиротой. Здесь я начинал творческий путь. Здесь меня учили, любили. Здесь я поймал то чудо-вдохновение, которым я и живу.
— Большая часть выставки посвящена русской деревне. Но это не погибающая деревня, а живая. Как вы её видите?
— Я её и вижу живой. Конечно, сейчас она полуразрушенная, но это наше, русское чудо. Мы тут жили и живём. Города строятся, и мы это утрачиваем. Пушкино и Хотьково застраивались на моих глазах. Какими они были 60 лет назад и какими стали сейчас, не сравнить.
— Второй месседж по популярности — Русский Север.
— У меня там много друзей. На Русском Севере сохранилась русская старина, которую я люблю, которая проходит через душу. Я полмира объездил, был в Архангельске. Я сам сирота, вырос в детдоме, но рядом были потрясающие люди, которые учили, воспитывали, вкладывали.
— На картинах есть Соловки. Что это для вас, место наказания и покаяния или место духовной силы?
— Я об этом не задумывался. Но, наверно, оба рассуждения верны. Я видел много потрясающих исторических фотографий, на которых изображён рабский труд и духовный подвиг.
— На многих ваших картинах изображена домашняя птица. Некий символ благополучия русской деревни. Куры-петухи, которые дерутся. Это для вас какой-то особый мотив?
— Это моё увлечение. Некий штрих. А почему бы не нанести на полотно? Я уже этих кур целый выводок нарисовал! И дарю, и продаю. Там всегда есть интрига. Куры — это очень красиво. И по цвету, и по форме, и по характеру задиристые. Вот они что-то там клюют, дерутся. Вглядишься в куриный глаз… А вообще, я как чукча, что вижу, то пишу.
— А на Чукотке не были, раз уж о Севере говорим?
— А у меня были ученики-чукчи, когда я работал педагогом в художественном училище. Два славных парня. Спокойные, тихие. Правда, когда одного обидели, он взял в руки топор и сказал: от топора не уйдёшь! У меня получалось найти общий язык. Я к одному даже в армию ездил.
— На ваших картинах не встретишь негатива.
— А я счастливый человек. Для меня Родина — это что-то особое. Я был везде, и в Англии, и в Америке почти год прожил. Я посмотрел, не люблю я её. Это не наша страна, не наши люди. Я хоть и рос сиротой, стараюсь вспоминать хорошее. Сиротство одних озлобляет, других окрыляет. Меня, например, окрылило.
Сергей Рунько
Фото Алёны Рунько