Сергиев.ru

С лесозаготовки – в автоматчики: боевой путь Николая Цыганова

С лесозаготовки – в автоматчики:  боевой путь Николая Цыганова

«Сергиевские ведомости» продолжают цикл материалов «Они приближали Победу», в рамках которого мы рассказываем истории участников тех событий. В этом номере публикуем воспоминания жителя Сергиево-Посадского городского Николая Цыганова, которые вошли в проект Арсения Арутюняна «Память сердца». Наш герой был награжден орденом Отечественной войны второй степени и медалью «За победу над Германией».

Работа под бомбежку, сон – на ходу

Я родился 12 сентября 1924 года в деревне Федоровское Загорского района. В 1939 году окончил сельскую школу, а в 1940 году стал работать в колхозе. Война началась неожиданно. Почти сразу меня и нескольких ребят, моих ровесников, отправили в Талдом на заготовку леса для нужд фронта. Осенью 1941 года, когда фашисты подступали к Москве, мы попали под бомбежку немецких самолетов. К сожалению, не обошлось без погибших. В августе 1942 года я был призван Загорским военкоматом в Красную армию и отправлен на трехмесячную подготовку в Тульское пулеметное училище. После прохождения подготовки из курсантов сформировали эшелоны для последующей отправки на фронт. Мы думали, что нас отправят в Сталинград, но весь состав эшелона высадили недалеко от Воронежа. Мы стали пополнением для 110-го гвардейского Брестского стрелкового полка 38-й гвардейской стрелковой дивизии. Меня определили в роту разведчиков. Особенно запомнилось форсирование Северного Донца. Попали в окружение. Был тяжелый обстрел, мало кто смог добраться прямо так, вплавь. Доплыли до противоположного берега кто как смог, а потом ползли по земле, чтобы закидать гранатами вражеские блиндажи. После форсирования Северного Донца попал в роту автоматчиков. В январе 1943 нашей дивизии была поставлена задача освободить Миллерово от немецко-фашистских захватчиков. До города шли пешком без остановок, целых шестьдесят километров. Спали на ходу, а если остановишься на 5 минут – заснешь окончательно или упадешь от бессилия.

Взять языка

17 января 1943 года в ходе тяжелых боев освободили город Миллерово. Граждане были очень благодарны нам, встречали как родных. Осенью 1943 освободили город Лозовая. За эту боевую операцию наша дивизия была награждена орденом Красного Знамени, ей было присвоено почетное наименование «Лозовская». В сентябре 1943 освобождал Украину, города Славянск, Краматорск и Харьков. Мы подошли к Дону, встали в оборону.

Ночью я вместе с несколькими разведчиками отправился за языком. Быстро ворвались в траншею, сразу же, без шума повязали двух немцев и – бегом оттуда. А по пути один немец размяк и не дышит; проверил пульс, а его нет: помер со страха, а думали, что живой. Приходилось ходить за линию фронта. Один раз пошел с донесением за линию фронта. Иду, а недалеко от меня в лощине расположился целый взвод. Как меня не увидали, как не попал в плен - я так и не понял.

При форсировании Днепра был ранен осколком мины. Плыл, а сам в крови. Меня подобрали санитары и уже вместе с медсанбатом отправили в Камышин. Последующие три месяца я провел в госпитале в Нижнем Новгороде. Дальше попал в пересыльный пункт, в батальон мотоциклистов, который отправили в Бобруйск. В нашем батальоне были рады, что многие остались живы. После 1945-го еще два года состоял в строительном батальоне, строил казармы. В мае 1947-го меня демобилизовали, а спустя месяц я устроился на работу в Краснозаводск. Женился спустя пять лет после окончания войны, в 1950 году. Молодому поколению желаю, чтобы никогда не повторилось в будущем того ужаса, который пришлось вытерпеть вашим бабушкам и дедушкам.

Фото @ Сергиев.ru