С 1 ноября текущего года вступают в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в части ужесточения ответственности за нарушение режима труда и отдыха водителями грузовых транспортных средств и автобусов.
Норма закона затронет не только профессиональных перевозчиков, но и компании, которые используют транспорт для собственных нужд.
Поправки коснутся, в частности, выпуска на линию транспорта без тахографа, если он обязателен. Административные санкции за подобные нарушения предусмотрены, как на водителей, так и на должностных и юридических лиц.
Кроме того, вводятся обязанности по обеспечению безопасности перевозочного процесса и для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.
Владельцы таких транспортных средств будут обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации, не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей и осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей данных транспортных средств.
Также в обязательном порядке эксплуатируемый ими транспорт должен быть оснащён тахографами в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Требования к измерительным приборам
Недостаточно просто оснастить тахографом автотранспортное средство. Законодатель предъявляет к тахографу ряд требований:
обязательное наличие карты-чипа с цифровыми данными водителя; установка датчика движения транспорта; обязательная взломозащита и опломбировка корпуса тахографа; оснащение регистрирующего устройства необходимым программным и криптографическим обеспечением; наличие сенсоров, карт, средств предупреждения, необходимых для безопасного движения. Правила эксплуатации оборудования
Перед стартом движения автотранспорта водитель вставляет карту в слот и вводит пин-код. Если имеется второй водитель, он выполняет такие же действия, используя второй слот. По запросу устройства вводятся данные о местонахождении и другая информация. Если регистрация данных выполняется тахографом в автоматическом режиме, данный пункт игнорируется. Электронные чипы водителей извлекаются из слотов только по завершении рабочей смены и подтверждении конкретного места её завершения.
Кто контролирует соблюдение законодательства
Наложение штрафа возможно только при выявлении факта нарушения норм закона. Данные факты выявляются в рамках проверок, которые имеют право проводить сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД. Автотранспорт проверяется как во время плановых рейдов, так и внепланово – остановка автомобиля допускается в любое время.
Проверяющий должен убедиться в таких фактах:
на автотранспортном средстве установлен тахограф требуемого типа; контрольно-измерительный прибор является исправным; он эксплуатируется правильно, в комплексе с чип-картой. Сотрудник проверяющей службы может потребовать распечатать данные устройства для проверки соблюдения режима труда.
Помимо ГИБДД, выполнять проверки и накладывать штрафы имеет право Ространснадзор. Причём на сегодняшний день сотрудники данной службы имеют право выполнять контрольно-проверочные мероприятия самостоятельно, без участия представителей дорожного патруля.
Основные нарушения законодательства
Рассмотрим основные нарушения, которые при выявлении однозначно наказываются штрафом:
наличие неисправного устройства. Тахограф не фиксирует показатели работы автотранспортного средства, не принимает чип, не выполняет иные функциональные задачи. К неисправностям также относятся повреждения внешней оболочки, нарушения пломбировки или других признаков несанкционированного вмешательства, даже если работоспособность сохраняется. Выезд на линию авто с неисправным контрольно-измерительным устройством приравнивается к выезду без тахографа, а потому влечет за собой штраф. Если прибор вышел из строя на ходу, водитель обязан сразу же сменить курс – направиться к ближайшей сервисной службе или стоянке. Максимальный период движения от момента поломки тахографа до стоянки или сервиса составляет 7 суток; несоответствие типа оборудования. В текущем году все автотранспортные средства оснащаются исключительно цифровыми тахографами, допущенными к применению на территории России. Для рейсов по территории нашей страны, должна быть установлена криптозащита СКЗИ/НКМ. Если автотранспортные средства используются для международных рейсов, требуется установка тахографов ЕСТР. Нарушение данного требования влечет за собой штрафы как со стороны российской дорожно-патрульной службы, так и со стороны контролирующих органов других государств; отсутствие чип-карточки водителя. К данному нарушению приравнивается также превышение срока действия карточки, установка цифрового ключа не водителя, который в данное время управляет транспортом, а другого лица. Штраф за езду без чип-карточки платят как водители, так и должностные лица, по вине которых водитель был допущен к рейсу; нарушение сроков поверки тахографов. Данные о поверочных мероприятиях (проверка точности показаний, замена криптомодуля) указываются в паспорте устройства. Поэтому факт нарушения срока легко выявить при проверке документов. Эксплуатация неповеренного бортового самописца приравнивается к отсутствию такового с соответствующими последствиями в виде санкций; не выполнена калибровка. Тахографы калибруются при установке на автомобиль, а также при любых конструктивных изменениях автотранспортного средства. Задача данной процедуры – обеспечить высокую точность показаний контрольно-измерительного устройства. Однако по законодательству санкции в виде штрафа предусмотрены только в том случае, если калибровка указана производителем устройства как обязательное мероприятие. В остальных случаях нарушением считается невыполнение калибровки, если оно повлекло поломку прибора или неточность показаний; в тахографе отсутствует бумага. Данные приборы комплектуются мини-принтерами для вывода на бумажный носитель данных, которые записаны в их памяти. В них заправляют специальную бумагу. Помимо этого, как минимум два запасных рулона должны быть в автомобиле. По первому требованию сотрудника ДПС водитель обязан распечатать информацию. Если в тахографе нет бумаги, проверяющий может расценить это как неисправность и оштрафовать водителя. Наложение штрафа влечет за собой также отказ водителя распечатать данные, неспособность выполнить эту задачу из-за неумения пользоваться данной моделью устройства; нарушение режима труда-отдыха. Одна из функций тахографов – учет времени управления транспортным средством. Санкции в виде штрафов за нарушение режима работы – законодательная мера, которая позволяет избежать переработки персонала. Нормированная работа не допускает переутомляемости водителя, что положительно сказывается на безопасности дорожного движения. В рамках проверки сотрудник дорожно-патрульной службы сверяет совокупную продолжительность управления транспортом, соотношение работы и отдыха, устанавливает минимальную и максимальную длительность этих периодов. При выявлении переработки или других нарушений требований законодательства накладываются санкции не только на водителя, но и на должностное лицо, отвечающее за соблюдение персоналом режима труда-отдыха. Суммы санкций в соответствии с изменениями в законодательстве
Если автотранспортное средство не оснащено регистрирующим прибором, предусмотрены такие суммы штрафов:
для лица, осуществляющего непосредственное управление транспортом – от 3 до 5 тысяч рублей; для индивидуальных предпринимателей – штраф от 15 до 25 тысяч рублей; для ответственных должностных лиц – от 7 до 10 тысяч рублей; для юрлиц – от 20 до 50 тысяч рублей. Штраф за нарушение требований по нормированию рабочего времени:
для персонала (лиц, управляющих автотранспортом) – от 1,5 до 2 тысяч рублей; для должностных лиц – от 7 до 10 тысяч рублей; для индивидуальных предпринимателей – от 15 до 25 тысяч рублей; для юрлиц – от 20 до 50 тысяч рублей. Штраф за отсутствие тахографа не распространяется на, военные автомобили, спецтранспорт, ТС служб быстрого реагирования.