Сергиев.ru

Рыбу ловить — не в мутной воде. Можно ли на очистных выращивать… карасей?

Рыбу ловить — не в мутной воде. Можно ли на очистных выращивать… карасей?

Скажете, вопрос из разряда абсурдных? Вовсе нет: рыба вполне себе может жить в камерах очистных сооружений. Тому доказательство — Реммаш, а вернее, очистные сооружения, принимающие стоки со всего посёлка. Рассказываем, каково состояние объекта, от которого зависит жизнедеятельность населённого пункта, когда начнётся его модернизация, а также можно ли есть карасей, выращенных в этом искусственном «водоёме».

На задворках Реммаша

Мы проезжаем посёлок практически насквозь: через Институтскую улицу на Школьную, а далее — на Спортивную. Пересекаем череду гаражей, среди которых есть заброшенные. Один из боксов какой-то предприимчивый житель переделал под козью мини-ферму. Всё правильно. Стены есть, чего ж им пропадать?

Проезжаем через небольшие дачные участки: капитальных строений здесь нет, максимум — сарайчики для хранения инвентаря. И сразу за «садами», как выражаются местные, находим место, куда стекаются канализационные стоки со всего посёлка. «Воды идут сюда по коллектору. Недавно завершились работы по замене труб. В общей сложности обновили два километра из трёх. Старую железную трубу рвало бесконечное количество раз, содержимое изливалось на рельеф. Не нужно пояснять, какой это вред для экологии. Сейчас проблема устранена», — поясняет Александр Балашов, мастер участка «Богородское», к которому и прикреплен посёлок Реммаш.

Самотёчный коллектор, кстати, «Водоканал» этим летом начал промывать. Всё дело в том, что на дне трубы скапливается осадок — это ил, жир, песок. Для профилактики засоров всё это смывают под давлением. До этого года «пилинг» для труб не проводился годами: то ли ресурсов у «Водоканала» не было, то ли о посёлке просто забывали — пойди теперь, разберись, спрашивать не с кого. Политика же нового руководства иная. В этом году предприятие приобрело специальную технику — автомобиль на базе «Газели» с мощным оборудованием — так что теперь процедура очистки будет проводиться регулярно.

Коммунальное «сердце» Реммаша — очистные сооружения — располагаются в конце улицы Спортивной. Первым нас встречает Мальчик — пёс, которого когда-то приютили сотрудники предприятия. Службу несёт этот парень исправно — как положено, облаял, подал знак, что на стратегическом объекте находятся посторонние. Александр Балашов проводит нас к очистным.

7 тысяч кубометров стоков в сутки принимают очистные сооружения на Реммаше. По данным последней переписи, в посёлке проживает чуть более 7 тысяч человек

Рыбное место

Очистные сооружения строились в начале 1970-х. В это время Реммаш активно застраивался, количество его жителей росло. Согласно документации, пуско-наладочные работы проводились в 1976-м. По словам мастера Михаила Соцкова, человека, ответственного за всю канализационную инфраструктуру посёлка, их возводили с дополнительным запасом мощности на случай, если Реммаш разрастётся до размеров небольшого города. В данный момент очистные сооружения принимают до 7 тысяч кубометров стоков в сутки. Это нормальная интенсивность работы. Нагрузка увеличивается в такие дни, каким был минувший вторник, — за счёт ливневых стоков.

На территории предприятия находятся несколько объектов. Административное здание, цех, где располагаются воздуходувки — нагнетатели кислорода, необходимого для поддержания бактерий, разлагающих стоки. Далее — станция обезвоживания, после которой ил отправляется на карты, а очищенная вода — в речку Ёкшу. Местные говорят, её и ручьём можно назвать с большой натяжкой, совсем маленькая речушка. На карте водоём действительно никак не обозначен, но нас заверили, что стоки, которые в него попадают, соответствуют всем нормам.

Сами очистные сооружения представляют комплекс отсеков. Первичный отстойник — для механической обработки — убирает крупные фракции, далее стоки проходят через аэротенки, где очищаются теми самыми бактериями. Далее попадают уже во вторичный отстойник. Вода здесь уже прозрачная и в ней плещется… рыба. «Кто-то из сотрудников запустил», — поясняет мастер Михаил Соцков.

На самом деле разведение рыб в таких отстойниках — нормальная практика. Например, на очистных сооружениях Москвы работники разводили осетров. Наблюдали: если молодняк чувствовал себя хорошо, значит, системы работают исправно. Коммунальщики с Реммаша ограничиваются карасями. Лично видела: рыба активно плескалась. Вот только можно ли её есть? Наверное, можно. Но нужно ли? Очистные сооружения, по словам Михаила Соцкова, хоть и справляются с нагрузкой и вот уже пятьдесят лет вполне себе прилично обезвреживают стоки со всего посёлка, остро нуждаются в модернизации.

Камеры отстойников и аэротенок обваливаются, их нужно укрепить, а кое-где и заменить плиты, требуется обновить и старые металлоконструкции — мостки действительно шатаются под ногами, грозя обвалиться в любой момент. Необходимо также добавить мощности оборудованию, чтобы в дождливые дни всё работало в штатном режиме.

Очистные на Реммаше стоят в очереди на модернизацию, которая может начаться уже в ближайшее время. Об этом объявил исполнительный директор МУП «Водоканал» Денис Жидких на очередной пресс-конференции. Работа началась минувшим летом с Федорцова, где очистные не работали на протяжении многих лет. МУП «Водоканал» принял объект на свой баланс и довёл его до ума.

На очереди — очистные сооружения в Хотькове, которым также остро требуется реконструкция. Правда, в этом случае муниципальному предприятию без федеральных средств уже не обойтись. Что касается Реммаша, то надежда на тотальную перезагрузку канализационного хозяйства посёлка есть. Пусть это произойдёт не сразу, а постепенно. Политика нового руководителя МУПа — решать проблемы так, чтобы более к ним не возвращаться.

Евгения НИКОЛАЕВА

 

Фото @ Сергиев.ru