Сергиев.ru

Рост цен на строительные материалы бьёт рекорды

Рост цен на строительные материалы бьёт рекорды

С декабря прошлого года строительные материалы подорожали, как минимум, в два раза. И это, как говорят эксперты, не предел. Попробуем выяснить, к чему это может привести и что делать тем, кто уже затеял стройку.

Экономическое «не-чудо»

Светлана Виноградова, владелица собак породы московская сторожевая, буквально живёт в строительстве — и в крупном, и мелком. В её хозяйстве несколько вольеров для взрослых особей, есть помещение для щенков. Следить за состоянием построек необходимо постоянно: кто-то что-то погрызёт, кто-то что-то поломает — «москвичи», несмотря на всю свою разумность и флегматичный характер, всё же время от времени хулиганят.

Некоторые старые постройки со временем пришли в негодность. В этом сезоне Светлана запланировала часть из них снести, а на их месте возвести новые. Одна беда: если раньше, ещё год назад, один вольер с обустройством собачьего туалета обходился примерно в десять тысяч рублей, то теперь эту сумму можно смело умножать в 2,5 раза.

«Один лист ОСП — это стружечная плита — сегодня стоит около двух тысяч рублей. В прошлом году мы приобретали его примерно за 900 рублей. Металл на решётки, цемент и профлист — теперь к этому вообще не подступишься. Недавно поехали по магазинам прицениваться. Сказать, что удивились, — это ничего не сказать», — рассуждает девушка.

В случае нашей героини речь идёт о материалах, которые можно смело назвать расходными,  но сколько же теперь стоит крупногабаритная продукция — доски, брус  или газобетонные блоки? Те, кто затеял стройку, пребывают ещё в большем шоке. По примерным подсчётам, если в 2019 году двухэтажный каркасный дом можно было возвести за полтора миллиона рублей, то теперь его цена составит от 2 до 2,5 миллионов. И это черновой вариант, без коммуникаций и завершающей отделки.

 

 

Говорят эксперты

Виталий, менеджер на одном из строительных рынков в Сергиевом Посаде, рассказывает, что рост цен на «стройку» начался в конце 2020-го. Вначале — очень плавный и едва заметный. Но уже в феврале-марте ценники начали переписывать чуть ли не еженедельно.

«Давайте разбирать ситуацию наглядно, по самым популярным позициям. Если в прошлом году один самый тонкий лист ОСП стоил где-то 500 рублей, то сейчас его цена примерно 1100-1200 рублей. Лес, если взять струганную доску, стоил 28-30 тысяч за кубометр, теперь отпускаем по полтиннику. И это мы ещё сильно отстаём в цене, отдаём по стоимости старой закупки. Обрезная доска стоила до 8 тысяч рублей за кубометр, теперь от 21 тысячи и выше», — перечисляет торговец.

Однозначно подорожал и металл — примерно в два раза, и это минимум. Например, профлист, самый расходный при строительстве заборов материал, стоил примерно 500 рублей за штуку. Это самый экономичный, то есть тонкий вариант исполнения. Теперь его цена 1200, а то и выше. Отдельная статья — утеплитель. На наши рынки, как правило, его поставляют из-за границы. Рост по этой позиции составил на сегодняшний день примерно в три раза. И так во всём — от гвоздя и до бревна.

Что касается лакокрасочных изделий, то здесь цена подросла в основном на иностранные — финские и немецкие бренды. Уровень почти тот же — в 1,5-2 раза. А вот краска отечественного, местного производства, «приросла» только на 40 %. Некоторые товарные позиции и вовсе пропали из прайса.

«Газоселикатные блоки мы перестали брать. Я даже цену на них не скажу. В реализацию их брать невыгодно — очень дорого. Всё, не берём в работу», — говорит Виталий.

Наш собеседник, который работает в строительной сфере с 2000 года, отмечает, что такого стремительного роста цен он ещё не видел

Да, говорит, было неспокойно, но сейчас предприятие и вовсе живёт буквально одним днём. О долгосрочном планировании речи уже не идёт.

Виталий ежедневно наблюдает на своём рынке картину: люди ходят, приобретают откровенную мелочёвку, а вот на что-то крупное — доску или утеплитель — только смотрят. «Как в музее, честное слово», — говорит продавец. Резюмирует: продажи сильно просели. Даже в пандемию, когда вся страна пребывала в откровенном страхе перед безызвестностью, торговля шла веселее.

«Руководство позволяло работать и зарабатывать, хоть и с ограничениями, которые мы должны были соблюдать. Но было лучше. Не подумайте, повышения тоже были, но какие? На 10-20 %... Сейчас нас спасает только одно — в Сергиево-Посадском городском округе очень много дач. Многие столичные приезжие начали активно покупать участки в период самоизоляции, да так здесь и остались. Прирост населения есть, как и прирост  строек. Но сейчас мы двигаемся по инерции. Не хочется об этом думать, но по законам физики и экономики и этот процесс конечен», — рассуждает Виталий.

 

 

Кто виноват и что делать?

Тенденцию уже прокомментировали и в «верхах». Мол, о гиперинфляции речи пока не идёт, но рост цен официальную инфляцию всё же значительно опережает. На днях глава Банка России Ольга Набиуллина сообщила о «первых ласточках» от происходящего на рынке — подскочили расценки на недвижимость: «Рост цен на стройматериалы также обусловлен тем, что, по сути дела, строительная отрасль может это переложить в цену на потребителей», — подчеркнула Набиуллина.

Бьёт в набат и Ассоциация индивидуального жилищного строительства, которая направила в адрес Федеральной антимонопольной службы обращение с требованием проверить и дать оценку тому, что происходит на рынке. Ответ ФАС был таким: рост цен ничем не обоснован, но есть «увеличение себестоимости и оживление спроса на внутреннем рынке после снятия ограничительных мер летом 2020 года, снижение объёмов заготовки древесины в 2020 году относительно предыдущих периодов и рост спроса на пиломатериалы на внешних рынках», — цитата. Но станет ли кому-то от этой информации легче? Вряд ли.

Вернёмся к тому, что происходит в реальности, на земле. Мнение того же менеджера Виталия вполне однозначно, и сформировалось оно исходя из общения с иностранными поставщиками:

«Из нас, из России, выжимают деньги. Вот финны, немцы, которые производят краску или утеплитель, — они предлагают свою цену, а мол дальше  хотите — берите, хотите — нет. А мы вынуждены брать. И ещё мне кажется, что с таким ценообразованием кто-то хочет внести дополнительную сумятицу, навредить строительной и торговой отрасли. Моё мнение, нельзя было допускать разрастания сетевиков, над которыми сейчас тотальный контроль. У людей был бы выбор, если бы средний и малый бизнес развивался», — уверен он.

В чём-то он, действительно, прав. Например, в США во времена Великой Депрессии удалось стабилизировать экономику исключительно строительством. В СССР строили жильё, БАМ наконец, — проектов было немало. Если нет строительства, дающего работу и кров населению, то туго приходится всем.

Но что делать тем из нас, кто уже увяз в стройке, пусть и частной? Виталий даёт совет не как продавец, но как хозяин личного домовладения:

«Если строите, заканчивайте то, что начали. Пусть это будет не тот объём, что планировали, но так вы сделаете хоть что-то. Хранить деньги не нужно, их нужно монетизировать. А после приостановитесь, оцените динамику. Большого понижения цен ожидать не стоит, но на какие-то позиции оно всё же произойдёт. У кого есть большие деньги, тот продолжит строиться, а обычным людям выжидать особо нечего».

Евгения НИКОЛАЕВА

Фото Александра ГИРЛИНА

Фото @ Сергиев.ru