Рождество Христово — один из наиболее торжественных праздников Православной Церкви, уступающий по своему величию и красоте богослужебных песнопений и текстов лишь Пасхе. Однако до IV века Православные Церкви не отмечали его отдельно, празднуя в один день сразу два великих праздника — Рождество и Крещение Спасителя.
Причиной новой богослужебной традиции с раздельным празднованием стало распространение в среде христиан еретического гностического учения. Оно гласило, что до момента Крещения Иисус был самым простым человеком, сыном Иосифа и Марии, и лишь после сошествия Святого Духа в виде голубя Он соединился с Богом.
Именно по этой причине, чтобы уберечь верующих христиан от лжеучения, Православная Церковь установила отдельный праздник Рождества по плоти Господа Иисуса Христа. Так, богослужебные тексты гласят, что, еще будучи младенцем, Христос явил себя миру как истинный Бог, как Единый от Троицы, Сын Божий и воплощенное Слово.
6 и 7 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли праздничные богослужения в честь Рождества по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение и ночную Литургию в Успенском соборе совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. В Трапезном храме всенощное бдение возглавил архимандрит Иеремия (Соловьёв), ночную Литургию — архимандрит Агафодор (Маркевич).
Справка
Вечером пели: в Успенском соборе: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева; в Трапезном храме — 2-й академический хор под управлением Виталия Чувилова.
Ночью пели: в Успенском соборе: справа — смешанный хор Лавры под управлением Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева; в Трапезном храме — 2-й академический хор под управлением Виталия Чувилова.