Сергиев.ru
Культура

Ризница. Сокровищница церковного искусства | Тема

Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX веков» насчитывает 256 экспонатов. Ризница - это настоящая сокровищница церковного искусства. В экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX веков» 256 произведений и о каждом Любовь Шитова, ведущий научный сотрудник музея, может рассказать немало. 

Некоторые вещи сами за себя говорят. Вот, например, эта плащаница была создана по заказу митрополита Платона. Здесь выведен год, написано, что вышивала Прасковья Шатилова, монахиня Покровского Хотьковского монастыря. Здесь есть фигурка склонённая и написано «Платон митрополит Московский». Его вечное предстояние перед крестом - это эпоха Екатерины, просвещенного искусства. Каждая вещь требовала изучения. Многие были просто немые. Поэтому работа с вкладными книгами, с описями монастырского имущества, с хозяйственным архивом. Очень богатый архив - Любовь Шитова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника 

55 лет Любовь Александровна изучает предметы из богатейшей коллекции Ризницы. Самые интересные факты о представленных экспонатах посетитель выставки может найти в информационных киосках, что есть в каждом зале. 

Анна Иоановна после коронации приезжает в Троицкий монастырь и дарит сюда свой тканевый гардероб. Из платья Анны Иоановны был сшит стан этой одежды - Любовь Шитова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника 

Фелонь принадлежала Варлааму Высоцкому.  Ему же Анна Иоановна преподнесла в дар собственноручно вышитые подношения. 

Когда вещи попали сюда, на них в монастыре укрепили серебрянные пластиночки с гравированной черневой надписью, что это собственных трудов. И об этом же записано в монастырских документах. В отличие от такой вышивки, рядом маленькая икона шитая, которая является сущим шедевром - Любовь Шитова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника 

Тончайшая живопись иглой, выполненная в 1731 году монахиней Агафьей из женского греческого монастыря. Проходя по залам Ризницы можно наблюдать как менялись тенденции в искусстве: от манеры письма до преобладания того или иного цвета. Есть и архивные свидетельства, что в церковном искусстве, как и в любом другом направлении, есть модные течения.

У нас есть несколько вещей, которые Платон заказал в Москве мастеру-англичанину. Монастырь и сам Платон хотели сделать их по рисункам от монастыря. В архиве сохранились эти рисунки, на которых детали перечёркнуты мастером, который делал, и написано «не модно». И уже сделаны они совершенно по-другому. Модно - слово того времени - Любовь Шитова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника 

Некоторые тайны предметов раскрыли реставраторы, когда работали с произведениями.

Вся композиция «Тайное вечере» сделана из золота. Иуда - бронзовый. Об этом знали только Платон, мастер-исполнитель, да и рестораторы, которые делали эту вещь. Нигде больше сведений об этом просто нет. И тут ты опять понимаешь Платона, все его подводные камни. Всегда вызывала удивление женская фигура вверху. Я рассматривала, что там написано в книжечке. Там мелко-мелко: «Премудрость в тайне сокровенная». Это София, Премудрость Божья, которую в XVIII веке очень часто ассоциировали с образом Христа и ее изображение довольно частое. Это нужно знать Платона, время, очень многое. Даже сами священники, когда мы эту вещь впервые выставили, несколько негодовали: «Ну Платон. Что это он женскую фигуру над Тайной вечерей» - Любовь Шитова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника 

На днях  экспозицию «Реликвии и сокровища Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX веков» посетила министр  культуры Подмосковья Елена Харламова. Она не впервые в Ризнице после масштабного ремонта - реставрации, который в общей сложности длился 6 лет. Директор музея, митрополит Каширский Феогност, приложил немалые усилия, чтобы сегодня залы ризницы были столь современны и наполнены.

Такого нет больше в стране. Есть Оружейная палата и есть мы. В Оружейной палате собраны со всей страны реликвии. Здесь есть хронология событий, всех даров Императорской семьи, начиная с XIV века по XIX век, которые были сделаны специально для Лавры. Это уникальная коллекция, такого больше нет. Я очень благодарна Федеральному Правительству и Федеральному Минкульту, потому что деньги выделяли они - Елена Харламова, министр культуры Московской области 

Ризница открыта для посетителей с соблюдением всех антиковидных мер. Возможно посещение с экскурсией и самостоятельное изучение экспозиции.

Фото @ Сергиев.ru