Сергиев.ru
Культура

«Пятёрка» за Бондарчука, «тройка» за Тарковского

«Пятёрка» за Бондарчука, «тройка» за Тарковского

В российских школах могут начать изучать советский кинематограф. С такой инициативой выступил президент России Владимир Путин в одном из последних поручений Министерствам просвещения и культуры. Пока министры готовят доклад (в июне этого года он увидит свет), мы рассуждаем, какие фильмы имеет смысл включить в программу, а с какими лучше повременить, вместе с руководителем юношеской телестудии «Окно» Михаилом ХОДОВЫМ.

— Как человек, работающий с детьми, скажите: нужно ли им вообще что-то знать про советское кино?

— Мне кажется, да. Нужно знать историю своего Отечества. Эпоху, в которую жили наши родители, бабушки и дедушки, можно изучать по игровым и документальным фильмам. Они наглядно и в картинках показывают, как строились колхозы, как жили во время и после Великой Отечественной войны, какими были быт, одежда, автомобили.

— И в то же время мы живём в совершенно другой стране, где изменилось отношение к деньгам, вещам, любви, родине. Насколько полезен будет именно этот эмпирический опыт?

— Изменился темп жизни. А психологические проблемы поколений – они были и остаются: конфликт отцов и детей, отношения между мужчиной и женщиной находятся в прежнем формате. При этом многие замечательные фильмы той эпохи дети совершенно не поймут, будут спать на киносеансах или «чатиться» в телефонах.

— Какие фильмы не имеет смысла включать в программу?

— Берём классику: Тарковский, Эйзенштейн, Бондарчук. «Броненосец Потёмкин», «Война и мир», «Солярис», «Зеркало», «Тихий Дон». Любое серьёзное и глубокое кино лучше смотреть не в школьном возрасте, а после сорока, когда сформировались жизненные устои, когда не на одни грабли наступил, видел и жизнь, и смерть. Это будет интереснее. Я до сих пор не знаю, почему «Войну и мир» проходят в 10-м классе. Я смотрел в Мариинском театре «Евгения Онегина» и понял это произведение глубже, чем в школьном возрасте.

«Война и мир», 1965 год. Кадр из фильма

— А п одросткам что оставим?

— Их могут заинтересовать фильмы, где такие же подростки находятся в другой жизненной ситуации или взрослые люди в похожих обстоятельствах. «Большая перемена» — прекрасный фильм, экранизация «Приключения Алисы» Кира Булычёва, «Приключения Электроника», «Добро пожаловать или посторонним вход запрещён». Детские фильмы будут яснее и понятнее. Если не брать развлекуху, которой много везде, по телевизору и в интернете, фильм «Чучело» — хороший, серьёзный, психологически тяжёлый, поднимающий важную проблему. Есть картины, которые дети вряд ли будут смотреть дома, а в школе посмотрят с удовольствием: «Максим Перепелица», например.

«Солярис», 1972 год. Кадр из фильма

— А на какой жанр лучше сделать упор для педагогического эффекта?

— В 10-11 классах уже спокойно можно давать психологические драмы. Многие ребята посещают психологические кружки. Им такие фильмы разобрать будет в удовольствие. Нужно понимать разницу между школьной программой и первыми курсами ВГИКа. Самые старые фильмы Эйзенштейна нужно разбирать в колледжах и институтах, когда всё зарождалось, появился первый крупный план, движения в кадре, когда стала появляться драматургия. Школьникам это будет объяснить трудно, да и некому. Уроки советского кинематографа будут вести учителя химии, математики и истории.

— К академическим перспективам советской комедии как относитесь?

— На фильмах Леонида Гайдая, например, я вырос. Смотрел и смотрю. Не случайно их ставят в автобусах в туристических поездках. По прошествии времени стали появляться современные российские комедии, созданные с использованием тех же художественных приёмов, что и советские.

— В перспективы дисциплины верите?

— Не так давно, примерно три года назад, на уровне Минобрнауки обсуждали необходимость создания детского телевидения при каждой школе. Но проект столкнулся со сложностями. Закупить оборудование не так сложно — были бы деньги. Но от этого учителей телевидения не прибавилось, это очень узкая специальность. Прошли годы — в Сергиево-Посадском районе стали появляться такие студии (моя ученица Анастасия Емельянова в школе № 19 сделала свою телестудию, в школе № 4 работает «Маленький Тонус»). В остальных — небольшие зачатки. Что касается этой инициативы, главное, правильно подобрать список фильмов, чтобы школьники действительно их смотрели.

Беседовал Сергей Рунько

Фото @ Сергиев.ru