9 июля Святая Церковь молитвенно почитает Тихвинский образ Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздничную литургию в Успенском соборе обители возглавил насельник Лавры, архимандрит Иоанн (Захарченко). Отцу Иоанну сослужили братия обители в священном сане.
Согласно церковному преданию, Тихвинская икона Богоматери, наряду с некоторыми другими Ее образами, принадлежит авторству апостола и евангелиста Луки и была написана им еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. До V в. икона пребывала в Иерусалиме, после чего была увезена в Константинополь императрицей Евдокией, супругой Феодосия Младшего. В Царьграде Богородичный образ находился вплоть до XIV в., пока неожиданно для всех не исчез из Влахернского храма. В то же время, в 1383 г., икона Богоматери была явлена рыбакам на далеком от Константинополя Ладожском озере близ города Тихвина. Со временем на месте чудесного обретения образа был выстроен каменный храм, а впоследствии основан Успенский мужской монастырь.
Множество чудес было явлено Пресвятой Богородицей через Ее икону, из которых наиболее значимым стало спасение Тихвинской Успенской обители от нашествия шведов в 1613–1615 гг. С тех пор Тихвинский образ Божией Матери считается покровителем северо-западных земель России.
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы относится к типу икон, именуемых «Одигитрия» (т. е. «Указующая Путь» или «Путеводительница»). Характерная особенность этого образа заключается в том, что изображенный на иконе Богомладенец Христос в одной Своей руке держит свиток, символизирующий Его спасительное для нас учение, другой же благословляет человечество. При этом Матерь Божия указывает Своей рукой на Сына Божия, как на единственный Путь, ведущий ко спасению и к жизни вечной. «Я есмь путь и истина и жизнь», – говорит нам Господь со страниц Святого Евангелия. Путь этот открывается перед каждым человеком посредством правой веры в Сына Божия и понуждения себя на жизнь по заповедям, данным Им в Евангелии.
Сугубое почитание Пресвятой Богородицы издревле известно на Руси и продолжается и доныне. Совершенно особо оно совершается в чутких сердцах угодников Божиих.
Так, в один день с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы Святая Церковь воспоминает святителя Дионисия, архиепископа Суздальского – современника, друга и собеседника преподобного Сергия Радонежского.
Будущий святитель Дионисий (в миру – Давид) с молодых лет решил посвятить всю свою жизнь Богу. Он пришел в Нижний Новгород из Киева, принеся с собой список Печерской иконы Божией Матери. Начало своих подвигов на новом месте святой положил, ископав себе пещеру на берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Вскоре о жизни усердного подвижника стало известно, и вокруг него собрались единодушные ему искатели безмолвия. Спустя некоторое время на месте их трудов был основан монастырь с храмом Вознесения Господня.
Подвизаясь в жизни по Евангелию, праведник не только сам преуспевал в христианских добродетелях, но и воспитывал достойных подражателей его жития – Евфимия Суздальского, Макария Унежского, Павла Высокого. Его учениками было основано до двенадцати иноческих обителей в Суздальских и Нижегородских землях. Встреча будущего святителя с преподобным Сергием произошла в 1365 г., во время посещения игуменом Троицкого монастыря Нижнего Новгорода ради примирения суздальских князей. Их духовная дружба продолжалась и в последующие годы.
В 1374 г. молитвенник был посвящен митрополитом Алексием Московским во епископа Суздальского. Святитель положил много трудов в деле сохранения чистоты православной веры, вел активную борьбу против ереси стригольников.
Уже на закате своей земной жизни будущий святой, названный Патриархом Нилом «воистину Божиим и духовным человеком», был поставлен им во главу Русской Церкви. Однако на обратном пути из Царьграда митрополит Дионисий был схвачен киевским князем Владимиром Ольгердовичем и отправлен в заключение, в котором и скончался 15 октября 1385 г. Погребен святитель Дионисий был в Антониевой пещере.
Все угодники Божии стремились быть верными заповедям Господним и благоговейно почитали Пречистую Деву Марию.
Справка:
Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры возглавил архимандрит Иоанн (Захарченко).
На богослужении пел братский хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением чтеца Сергия (Сухарева).