29 августа Православная Церковь молитвенно воспоминает событие перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убру́са) Господа нашего Иисуса Христа (944). В этот праздничный день в обители преподобного Сергия были совершены торжественные богослужения, за которыми молились братия и паломники монастыря.
История чудесного возникновения Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа отражена в одном древнем церковном предании, относящемся ко времени земной жизни и подвигов Спасителя. Царь Авгарь, правивший в те годы сирийским городом Едессой, был поражен страшной болезнью – проказой, покрывшей все его тело. Прослышав о многочисленных чудесах, совершаемых Богочеловеком Иисусом Христом, несчастный царь, не видя Спасителя, уверовал в Него как в Сына Божия.
Возжелав избавиться от постигшей его болезни, царь Авгарь написал Спасителю письмо, в котором просил прийти и исцелить его. Письмо он отправил со своим живописцем Ананией, которому поручил еще и запечатлеть образ Господа на полотне. Придя в Иерусалим, Анания увидел Спасителя, окруженного многочисленной толпой, но, как ни старался, не мог написать на полотне Его Лик. Тогда Господь Сам подозвал к Себе Ананию и через него передал царю Авгарю краткое ответное письмо. Затем Спаситель попросил принести Ему воду и убру́с (полотенце). Он умыл лицо водой и отер его полотенцем, на котором чудесным образом запечатлелся Его Божественный Лик. Убрус с изображением Лика Спасителя был доставлен царю Авгарю, который вскоре после этого исцелился от мучившего его тяжкого недуга.
Долгое время Нерукотворный Образ Спасителя находился в Едессе, и лишь спустя девять веков, в 944 году, был перенесен в Константинополь императором Константином Багрянородным.
В день праздника за Литургией был прочитан евангельский отрывок, повествующий о событиях, совершавшихся незадолго до Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 9:51–56; 10:22–24). «Когда же приближались дни взятия Его от мира, – пишет святой апостол и евангелист Лука, – Он восхотел идти в Иерусалим». Последняя фраза, произносимая по-церковнославянски как «Той утверди лице Свое ити́ во Иерусалим», по мнению толкователей выражает твердое намерение Спасителя направить Свои стопы во Иерусалим – туда, где Его ожидали Крестные страдания и смерть за род человеческий.
«В духовном смысле это означает, – поясняет преподобный Никон Оптинский, – что всякий христианин, который, подобно Христу, решит идти в Горний Иерусалим, т. е. проводить духовную жизнь ради Царства Небеснаго, должен “утвердить лице свое”, приготовить себя к этому путешествию, решиться на прохождение подвижнической жизни». Угодник Божий, опытно познавший всю тяжесть духовной брани, предупреждает о многочисленных скорбях, соблазнах и препятствиях, ожидающих христианина на его пути к вечным благам. «Надо уготовиться и решиться, – советует он, – ибо путешествие это требует именно подвига, понуждения себя на совершение всех добродетелей, коими достигается Царство Небесное».
В нынешний день богослужения престольного праздника совершались на подворье Троице-Сергиевой Лавры в селе Деулино Сергиево-Посадского района. Четырьмя столетиями ранее здесь был подписан мирный договор между Россией и Речью Посполитой, вошедший в историю под названием Деулинского перемирия. Украшающий село каменный храм Нерукотворного Образа Спаса был построен в период 1849–1853 годов и является уникальным памятником русской архитектуры.
Справка.
Всенощное бдение в Успенском соборе Лавры в сослужении братии совершил архимандрит Иеремия (Соловьев).
На богослужении пели два хора: братский хор под управлением Луки Масленникова и мужской хор архимандрита Глеба (Кожевникова).
Божественную литургию в Успенском соборе возглавил архимандрит Захария.