Умар проснулся сегодня рано. В окно его комнаты с самого утра светило яркое солнце. Было слышно, как на кухне хлопочет мама. Мальчик нехотя скинул с себя одеяло. Подтянулся, опираясь на подоконник. Во дворе на площадке уже играли ребята. Они бегали вокруг горки, прятались за деревьями, с криками поднимали в небо стайки голубей. Умару хотелось к ним, но он знал: едва он сойдёт с асфальта, маме придётся держать его крепче.
Ноги с трудом слушаются мальчика даже на ровной поверхности, а дворовая площадка ранней весной скорее напоминает непаханное поле, ходить по ней очень тяжело. На горку Умар взобраться не может, качели тоже не для него. Чтобы прокатиться на карусели, приходится медленно идти через весь квартал на площадку у Дома быта на Угличе. Там есть специальные элементы, приспособленные для детей с ограниченными возможностями здоровья. Умару 11 лет, у него ДЦП.
Особенные карусели для особенных детей
В июле 2018 года по пяти адресам Сергиево-Посадского округа установили карусели для детей, которые пользуются инвалидными колясками. Покупка была недешёвой: стоимость каждой без учёта установки — 120 тысяч рублей. Через пару дней сразу несколько ребят, попытавшихся на них покататься, получили различные травмы. А всё из-за того, что, как потом оказалось, поставщик установил неправильно сконструированные элементы. Карусели заблокировали, а потом отправили подрядчикам на доработку.
Весной 2019 года реконструированные игровые элементы вернулись в три двора: на ул. Дружбы, 14, проспекте Красной Армии, 48А и во двор в селе Мишутино. На них повесили кодовые замки. Пароль знают только мамы детей, для которых и предназначен этот игровой элемент на детской площадке.
У домов по проспекту Красной Армии, 234 и 218 обещанных каруселей так и не увидели. Мы попытались разобраться, почему детские игровые площадки в Сергиевом Посаде никак не станут частью доступной среды.
«Поставим, а их опять сломают»
Евгений Куликов, главный инженер МБУ «Благоустройство», говорит, что возвращать карусели на их прежние места нельзя: «Поставим, а их опять сломают дети и подростки, которые виснут на конструкции толпой и раскачивают её». Тогда, мол, дети с ограниченными возможностями покататься всё равно не смогут.
Благодаря этой особой заботе на Северном посёлке никакие игровые элементы для детей с ограниченными возможностями здоровья пока так и не появятся. Старым конструкциям ищут новое место, такое «чтобы оно были под присмотром».
Как рассказала нам Ирина Громова, председатель СИДИ (общественной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов), на Северном посёлке, куда карусели так и не вернулись, проживает десять детей с ограниченными возможностями. Всего в СИДИ на учёте состоит больше 300 детей с различными видами инвалидности, а по данным Управления социальной защиты населения, в Сергиево-Посадском округе 94 ребёнка-колясочника. На вопрос, нужна ли в нашем городе отдельная большая площадка для особенных детей или инклюзивная площадка, где бы все дети могли общаться и играть вместе, Ирина устало отвечает: «Пусть хотя бы эти карусели поставят».
Инклюзия рождается в головах
В центре помощи «Время надежды», созданном СИДИ, согласились, что раз карусели могут привести к травмам других детей, нужно поставить их где-то в более людном месте. Предлагали детскую площадку перед МФЦ, но там места не нашлось. Теперь обсуждают парки «Скитские пруды» и «Покровский» в Хотькове.
По мнению Ирины Громовой, «Скитские пруды» были бы идеальным местом: установка здесь такой детской площадки могла бы стать стартом для развития общегородской инклюзии: дети с ограниченными возможностями и здоровые играли бы на одном пространстве. Но к выбору элементов, которые наполнят такую площадку, надо подходить тщательнее и советоваться с мамами особых детей. Ведь неудачный опыт уже был.
Ирина Громова рассказывает, что ещё два года назад вместе с руководством городского парка она ходила осматривать место, куда можно было бы поставить карусель, и помогала выбирать спортивные тренажёры для людей с ограниченными возможностями. Тренажёры поставили, и они пользуются спросом у всех, кроме самих инвалидов-колясочников. А всё потому, что спортивные снаряды не предназначены для них.
А ведь бывает иначе
Тем временем, если говорить о Подмосковье, в Химках ещё в 2015 году в сквере «Юбилейный» открылась площадка, играть на которой могут дети в инвалидных колясках.
В городском парке Реутова в 2018 году по программе «Единая страна — доступная среда» (новый проект партии «Единая Россия») появились сразу три игровых элемента для детей-инвалидов.
В Самаре в июле 2019 года инклюзивную площадку построил местный хлебозавод. В Кирове на такую площадку деньги собирали сами жители, которые захотели помочь особенным ребятам почувствовать себя такими же счастливыми, как и их сверстники. Благодаря благотворителю такая игровая зона появилась в Екатеринбурге, а в Санкт-Петербурге по указу губернатора каждая детская площадка в течение двух лет должна стать инклюзивной.
В начале марта в Хотькове проходило заседание общественного совета проекта «Единая страна — доступная среда», где было озвучено, что наш округ занимает второе место по доступности пространства для людей с ограниченными возможностями здоровья. У нас и правда стало больше пандусов, во многие магазины и присутственные места инвалиды-колясочники могут попасть без посторонней помощи, повсюду вывески дублируют шрифтом для слабовидящих. Но дети в магазины и учреждения не ходят, им нужны детские забавы.
Так что не так с Сергиевым Посадом? У нас такие же дети, как и везде, такие же подростки, которые ломают качели, а ремонтным службам приходится их чинить. Но в других городах и странах устанавливают подобные карусели и даже целые площадки, а нам нужно потратить два года, чтобы найти место для двух игровых элементов…
Евгения Кинтушева
Фото Сергея Семенькова