Что имеем не храним, потерявши плачем… Пространная, но романтичная фраза, которая в нашем округе теперь применима к совершенно уникальному для себя объекту — люди потеряли автобусы.
«Приходится стоять по часу»
Читатели «Вперёд» уже несколько недель жалуются на нехватку рейсов. Во время пропускного режима и периода «нерабочих дней» ситуация была понятной (меньше людей — меньше автобусов), но вот ограничения постепенно снимают, а количество автобусов не увеличивается. Это не только неудобства, но и опасность: переполненный транспорт — идеальное место для распространения коронавируса, который, напомним, ещё никуда не исчез.
Первыми к нам обратились по поводу маршрута № 42 (Сергиев Посад — Реммаш). «Ровно неделю уже приходится стоять по часу в ожидании маршрутки. Они приходят переполненные, при том что место рядом с водителем занять нельзя. На остановках нет расписания, приходится выходить наугад и вспоминать, во сколько тебе вчера удалось уехать», — написала нам Анна из Реммаша ещё две недели назад.
Автоколонна № 1791 заняла круговую оборону и, несмотря на отправленный запрос, отказалась давать какие-либо комментарии, что уже странно. Ответ из пресс-службы «Мострансавто» поступил следующий: «На основании договора с АО «Мострансавто» об оказании комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, пассажирские перевозки на маршруте № 42 «Сергиев Посад — Реммаш» осуществляет компания ООО ТК «РИКО». Руководству компании направлены требования усилить контроль за выполнением транспортной работы».
На следующий день после этого письма мы пришли ждать изменений к лучшему на остановку к Белому пруду: расписание говорит, что 42-я маршрутка должна ходить с интервалом в 10-20 минут. Мы ждали 40 минут – не час, но считать это радикальным улучшением всё же тяжело.
Такие же претензии поступили касательно маршрута № 23 (Сергиев Посад - Пересвет). «30 июня с ребёнком ждали автобус час, затем 4 июля сын подруги также не смог приехать ни на чём кроме такси, сказал — долго ждать», — описала проблему позвонившая в редакцию жительница Пересвета Людмила Евгеньевна. Мы и по этому вопросу составили запрос в «Мострансавто», ответа пока нет — как, откровенно сказать, и надежд, что и это обращение что-то изменит.
«Держим вопрос на контроле»
Ведь проблема касается не только этих двух маршрутов, но и чуть ли не всех пригородных, судя по сообщениям в Сети, а реакции нет даже после обращений а адрес перевозчика со стороны местных властей. «Да, мы держим вопрос на контроле. На самом деле возникли проблемы не у самого «Мострансавто», а у фирмы, которую они наняли для выполнения части маршрутов, «ТК РИКО», — объясняет Дмитрий Карушин, начальник отдела транспорта и связи администрации. — Их водители сейчас оказывают услуги по перевозке больных, и в рейсах людей не хватает.
Ранее мы обратились в саму фирму и проблему должны были решить до 1 июля, но, как видите, ничего не изменилось. Поэтому для решения вопроса мы написали письмо в министерство транспорта Московской области (соучредитель «Мострансавто». — Ред.), от которого ожидаем ответа».
Таким образом, сейчас тяжело сказать, когда же общественный транспорт вернётся в нормальный режим работы. По сути, весь округ стал заложником проблемы фирмы-субподрядчика, но отвечает за них общерегиональный перевозчик: конкурс в муниципалитете выиграло только «Мострансавто», внутренние контракты компании — дело компании.
Реформа главного перевозчика
В прошлом году «Мострансавто» стало акционерным обществом (100 % акций у государства). «После перехода к новой форме появится возможность для роста и реализации крупных проектов, увеличится инвестиционная маневренность предприятия», — 3 июня 2019 года рассказывал министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик (цитируется по сайту mosreg.ru).
«Основная задача последних двух лет — это переход от государственного предприятия с традиционным подходом и системой управления к экономически эффективному акционерному обществу (…). Сейчас уже «Мострансавто» имеет гарантированный объём транспортной работы до 2021 года, поэтому мы продолжим привлекать профессиональных водителей, развивать пассажирские сервисы и транспортную сеть предприятия», — тогда же подчёркивал генеральный директор «Мострансавто» Владислав Мурашов.
Но после реформы, как это случается, пошли увольнения. «Два года назад руководство объезжало все филиалы со своей презентацией и говорило: несмотря на то что предприятие будет акционерным обществом, несмотря на то что они отдадут объём транспортной работы на соисполнение — сокращений не будет. Всем работникам показывали эту презентацию. Но за последний год сократили полторы тысячи рабочих мест. Как нам говорят, увольняют только инженерно-технический персонал, экономистов, бухгалтеров, но это тоже люди, которые остаются без работы», — 23 мая 2020 года в интервью газете «Солидарность» рассказала Людмила Емельяненко, председатель Московского областного комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
При этом (говорится в той же статье) меньше перевозок у «Мострансавто» не стало, они просто отдали часть перевозок другим, частным компаниям на соисполнение. Кроме того, некоторые функции передают на аутсорсинг. «Своих бухгалтеров сократили и создали новые рабочие места уже не в Московской области. Наверное, у бухгалтера в Подмосковье и, например, в Воронеже, разные зарплаты», — поясняет Емельяненко.
В конце мая профсоюз обратился к министру транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексею Гержику: «Целесообразность централизованной схемы пассажирских перевозок доказана в ситуации с коронавирусом, когда именно в крупных предприятиях обеспечивается наиболее эффективное проведение противовирусной обработки подвижного состава, инструктажа, мер защиты персонала».
Действительно, судя по сообщениям, водителей не трогают, тем не менее во время подготовки материала мы дважды услышали слухи о некой «забастовке» в среде перевозчиков (подтверждений этому нет) из-за изменившихся условий труда.
Впрочем, последнее — это лишь слухи. По факту же нам, пассажирам, остаётся ждать на остановке автобуса, а ещё с тревогой наблюдать за судьбой самого «Мострансавто».
Иннокентий Майоров
Фото Сергея Семенькова