Наши представления о современных школьниках зачастую строятся на стереотипах, навязанных с экранов телевидения какими-то моральными авторитетами пожилого возраста. Принято считать, например, что современные дети хотят ни черта не делать, быть блогерами в ресурсе и зарабатывать на лайках и просмотрах в соцсетях. Насколько верны эти штампы и клише, попробуем выяснить с помощью блиц-опроса ребят всех возрастов из сергиевопосадской школы № 11.
Блиц-опрос
1. Лучше трудиться руками или головой?
2. Расскажи о своём хобби.
3. Кем ты хочешь стать и почему?
4. Кем не хотел бы стать ни при каких обстоятельствах.
Вика САБИРОВА, 1 класс
1. И так, и так. Нормально. 2. Я танцую и рисую. 3. Я хочу танцевать. Мне нравятся современные танцы, хип-хоп, потому что это получается у меня лучше, чем всё остальное. 4. Не хочу быть уборщиком и дворником.
Никита ПАНЧЕНКО, 2 класс
1. Я больше люблю трудиться головой. 2. Хожу в ДК на хор и на сольфеджио. 3. Мечтаю стать певцом или музыкантом, потому что у меня мама в хоре поёт. Но если не музыкантом, то строителем. 4. Я бы не хотел быть лётчиком, потому что там нужно иметь хорошее здоровье. А я не знаю, хорошее у меня или нет. Мало ли что случится.
Алина ЖЕЛЕЗОВА, 3 класс
1. Больше люблю создавать. 2. Моё хобби — животные. Я бы хотела создать новый вид животных, например, смешать собаку с кошкой. 3. Хочу стать ветеринаром. Потому что с самого детства любила животных. И хочу, чтобы в этом мире не было бездомных животных: буду забирать, лечить, кормить, ухаживать за ними. 4. Точно не хочу быть певицей и учительницей.
Ксюша ЦЕПКОВА, 3 класс
1. Больше люблю работать руками. 2. У меня много увлечений: спорт, плетение, рисование. 3. Я хочу стать актрисой. Я уже снималась в серии «Ералаша». Приглашали в сериал. 4. Не хочу быть парикмахером. И учителем не хочу.
Виолетта АБРАМОВА, 4 класс
1. Рукоделие мне ближе. 2. Я люблю лепить из пластилина и что-то придумывать для кукол. Могу сшить платье. 3. Хочу стать или кондитером, или модельером. Мне нравится придумывать торты и разные платья. Пока торты, правда, лепила только из пластилина. 4. Не хочу быть зубным врачом, потому что тебя будут дети бояться. И учителем, конечно. Говоришь ученику — хватит болтать, а он тебя всё равно не слушает.
Ангелина РЯБЫШКИНА, 5 класс
1. Ручной труд нравится больше. 2. Я люблю рисовать, хочу научиться играть на электрогитаре и люблю готовить. 3. Хочется стать рок-музыкантом. Но не металлистом. А как итальянская группа, которая выиграла Евровидение (Måneskin). 4. Я бы не стала охранником. Мне их жалко.
Маша АГЕЙЧИК, 6 класс
1. Без разницы, главное, чтобы работа нравилась. 2. Пока хобби нет. 3. Хочу стать хирургом, помогать людям, оперировать их. 4. Не хочу быть уборщицей и дворником.
Анна БАРЫШЕВА, 7 класс
1. Руками нравится больше работать. 2. Особых хобби нет. Но научилась играть на гитаре. 3. Хочу работать выставочным куратором, создавать выставки современных музеев и путешествовать по миру. 4. Учителем не хочу быть. Общаться с детьми не особенно умею.
Мария ЕСЬКОВА, 8 класс
1. Интересную профессию можно найти и работая руками, и работая головой. 2. Я увлекаюсь игрой на укулеле (гавайской гитаре. — Ред.), танцую, посещаю модельное агентство. 3. Примеряла на себя роль дизайнера, адвоката, психолога и мастера маникюра. Юриспруденция мне нравится, потому что ей занимаются мои родители и я часто расспрашиваю их о работе. 4. Точно не хочу связывать жизнь с технологиями и не хочу быть врачом.
Мария АЛЕКСАНДРОВА, 9 класс
1. Важно заниматься своим делом, мне подходит работа головой. 2. Занимаюсь танцами, музыкой, пишу, много читаю. 3. Хочу быть журналистом, работать в журнале моды, писать новости и статьи этого мира. 4. Считаю, что мне рабочие профессии не очень подходят: от повара до механика. А в целом не очень перспективно сейчас заниматься экономикой.
Алексей ГОСТЕВ, 10 класс
1. Лучше работать головой, но для каждого человека индивидуально. 2. В свободное время увлекаюсь спортом (баскетбол и волейбол) и программированием. 3. Хочу пойти в IT-сферу. Мне нравится код, всегда этим интересовался. 4. Не моё — сфера изобразительного искусства и фотографии. Но непрестижных профессий нет. В любой сфере можно развиться.
Эльмина ХАБИРОВА, 11 класс
1. Если у человека лучше получается работать руками, лучше работать руками. Я предпочитаю работать головой. 2. В детстве любила вышивать крестиком, делала поделки. Сейчас танцую и фотографирую. 3. Пока не определилась, кем хочу стать, но склоняюсь к юриспруденции. Возможно, хочу стать адвокатом. 4. Не хочу быть математиком и человеком из сферы IT.
Резюме
Наши дети — далеко не герои многосерийной мультипликационной саги про Лунтика. Оторванными от земной реальности и наивными их не назовёшь. Чем старше становятся подростки, тем меньше они хотят работать руками. В то же время выбор профессии и хобби остаётся прагматичным, что, пожалуй, неплохо. Это повышает шансы на принятие родителями их пути и, как следствие, на самореализацию. Настораживать, как общество, нас должно стойкое отторжение профессии учителя у детей разных возрастов, а внушать оптимизм — всё большее количество детей, в том числе старшего школьного возраста, которые считают все профессии и призвания уважаемыми и достойными.
Беседовал Сергей РУНЬКО
Фото Алёны РУНЬКО