Сергиев.ru
Общество

Принудительно, порой нервно. Но необходимо

Принудительно, порой нервно. Но необходимо

Не любят граждане расставаться со своими кровными в пользу государства. Однако рано или поздно платить по счетам всё же придётся. На прошлой неделе служба судебных приставов совместно с налоговой инспекцией провели рейд по должникам, не внесшим в казённую копилку обязательные взносы. Звонили в квартиры, беседовали, убеждали и даже арестовывали имущество. Истребовать недоимки пытались с самых злостных неплательщиков, чья задолженность достигла от 200 тысяч до почти 2 млн рублей.

Шесть утра — стандартное время, когда приставы выезжают на рейд. Большинство неплательщиков — люди рабочие, и это единственный способ застать их дома. «Сегодня в планах объехать 12 адресов», — инструктирует судебный пристав-исполнитель Оксана Игнатова. Начать решили с домов в Хотькове.

«Участвовать в рейдах дело опасное, граждане попадаются агрессивные, могут и сковородкой запустить», — пока едем, напутствуют журналистов налоговики. Они на таких выездах уже не впервые, за несколько лет чего только у них над головами не пролетало. Однажды женщину, которая взялась быть понятой при аресте имущества, контузили помидором, угодили в глаз. Бывало, что и с топором встречали.

В этот раз мы себя чувствуем в относительной безопасности, потому что приставы взяли в рейд ценного сотрудника — богатыря с косой саженью в плечах и ростом больше двух метров. У такого не забалуешь.

В квартире по первому адресу — тишина, не открывают и соседи, либо нет дома, либо попрятались. У зашедшего в подъезд мужчины с собакой узнаём, что хозяева тут давно не живут, сдают квартиру под съём.

Следующий адрес в частном секторе, дом на участке основательный, как и долг владельца — 800 тысяч рублей. Как правило, такие суммы накапливаются при неуплате налогов за бизнес. Должника опять на месте не застали, зато на звонок вышла его сестра, которая сообщила, что брат вообще в другом доме живёт. По сведениям налоговой, у гражданина имеется также нежилая собственность, пригодная для ареста. С неё решили и начать. Территория оказалась огороженной, судя по выезжающей технике, неплохо сдаётся в аренду — значит, средства у хозяина есть. Приставы тут же на капоте автомобиля составили акт описи ареста коммерческого здания с земельным участком и поехали вручать его должнику.

Дом неплательщика располагался в том же квартале. Как мы и думали, ворота оказались заперты, на территории надрывно лаяла собака, видимо, хозяина действительно не было дома. Телефонный звонок на его номер, любезно продиктованный сестрой, также остался без ответа. Но как только мы отъехали по следующему адресу, должник связался с приставами и обещал уже на следующий день погасить долг.

Следующая квартира — опять тишина, нарушаемая только лаем собаки, которая вскоре затихла. Значит кто-то в квартире всё-таки есть. Наш богатырь настойчиво стучит, по ту сторону двери продолжают стойко держать оборону, наконец, нервы сдают, и мы слышим женский голос: «Сына дома нет, меня заперли, открыть не могу». Приставы оставляют извещение, чтобы должник в срочном порядке пришёл к ним и определил порядок погашения задолженности. «Если должник не выйдет на связь, мы извещаем о дне и времени принудительного вскрытия помещения. Такие прецеденты уже были, только не в рамках налоговых задолженностей. Вскрытие помещения — это последняя мера принудительного исполнения, на которую идёт судебный пристав, но она неизбежна в том случае, если должник не погасит свой долг», — пояснила Оксана Игнатова.

За этот рейд судебными приставами были произведены два ареста на общую сумму 900 тысяч рублей. Помимо коммерческой недвижимости, арест в 100 тысяч рублей был наложен на машину. Все должники обязались в ближайшее время полностью погасить задолженность.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ

***

Семь фактов о работе приставов Мария Малахова, начальник Сергиево-Посадского отдела приставов:

1. По статистике подавляющее большинство исполнительных производств связано с налогами. У граждан хромает дисциплина в плане оплаты налоговых сборов. С помощью нашей службы удаётся существенно скорректировать ситуацию. В большей части посредством принуждения, далеко не всегда работают уговоры, своевременные уведомления. Стимулировать должников к оплате приходится посредством наложения ареста на имущество, ареста счетов, обращения взыскания на доходы граждан, в том числе на пенсионное пособие. Эти меры в большинстве случаев побуждают людей задуматься об оплате налогов.

2. Самый большой долг по налогам у физлица составил 101 млн 320 тысяч рублей. Такие крупные исполнительные производства на местном уровне обычно не рассматриваются, а передаются выше в межрайонный отдел.

3. У одного гражданина нам довелось взыскивать долг в 7 млн рублей по налогам на имущество. Этот человек был зарегистрирован по «резиновому адресу». Это большая боль нашего округа. В Сергиевом Посаде огромное количество «резиновых адресов», на которых регистрируются сотнями, но реально там не живут. Разыскать таких людей очень сложно, потому что они могут быть в любой точке мира. Как правило, эти люди имеют массу кредитов и долгов.

4. Второе место после налогов занимают должники по кредитам, третье — по квартплате. По долгам за квартплату в этом году поступило катастрофичное количество исполнительных документов — более 6 тысяч! Единственную квартиру за долги, конечно, у человека не заберут, но ценного имущества вполне способны лишить. Чаще всего в уплату долга забирают машины, так как их проще всего арестовать, просто загрузив на эвакуатор. Но обычно до этого не доходит. После визита судебных приставовов у граждан быстро находятся финансовые резервы, чтобы погасить долг.

5. Приставы доходят далеко не ко всем должникам, кадрового ресурса не хватает. На весь округ в службе задействовано всего 23 пристава — именно столько положено по штату. Попасть на эту должность почётно, но сложно, так как к кандидатам с 2020 года предъявляются повышенные профессиональные требования. Нужно пройти медкомиссию, психологические тесты и даже полиграф.

6. Большой сектор работы приставов связан со взысканием алиментов. Мер воздействия много и все они очень эффективные. Никому не хочется, чтобы производили арест имущества, приостанавливали действие водительского удостоверения или блокировали выезд за границу. К нерадивым отцам активно применяется и административные наказания в виде штрафа, принудительных работ либо ареста. В большинстве случаев это обязательные работы. А вот если человек проигнорировал наказание или продолжает уклоняться от уплаты алиментов, к работе подключаются дознаватели, которые расследуют дело и направляют в суд. Только за этот год благодаря работе приставов на алиментщиков было возбуждено 45 уголовных дел.

7. Самое сложное в работе пристава — общение с гражданами. Парадокс, но работой приставов часто недовольны обе стороны исполнительного производства: и взыскатель, который, по его мнению, что-то недополучил, и должник, которого различными методами принуждают к уплате.

Фото @ Сергиев.ru