Какой судьбы заслуживает офицер, обнаживший шпагу против основ империи, которой он присягал и под знамёнами которой входил в Париж? А как быть с оценкой грозного царя, вырубившего собственную династию под самый корешок и загнавшего страну в Смутное время? На эти непростые вопросы пытаются ответить на уроках истории Дарьи Сычёвой ученики гимназии № 5.
Дарья СЫЧЁВА Победитель муниципального этапа конкурса «Педагогический дебют-2021» Учитель истории в гимназии № 5 одилась в Сергиевом Посаде 22 февраля 1998 года Училась в школе № 11 Окончила МГОУ (бывший МОПИ им. Крупской) Педагогический стаж 1 год
— Расскажите, чем пытались удивить жюри конкурса?
— Я выступала там с уроками, направленными на развитие критического мышления, чтобы дети учились защищать свою точку зрения, выстраивать причинно-следственные связи.
— Приведите пример.
— Урок построен по принципу игры-реконструкции «Суд истории». В 7 и 8 классе мы «судим» ярких исторических личностей вроде Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Первого, деятелей эпохи дворцовых переворотов. В 9-м классе задача была усложнена: я подготовила личные дела декабристов, в которых описана их деятельность и программа реформ. Нужно было отстоять две позиции: декабристы-патриоты и декабристы-разрушители государственности.
— Какую позицию современным детям отстоять проще, а какую сложнее?
— Отстоять позицию «декабристов-антигосударственников» детям сложнее. Нужно было выстроить аргументацию через офицерскую честь, присягу государству и императору. Когда они начали создавать тайные общества против абсолютизма, они пошли против основ империи. Примерно так должна выстраиваться причинно-следственная связь. Так как я учитель не только истории, но и литературы, отмечу, что в то время в литературе развивается направление романтизма, а герой произведений тех лет обладает высшей целью и готовностью пожертвовать собой ради идеалов.
— Кто у нас растёт: либералы, сталинисты, монархисты, консерваторы, государственники или антигосударственники?
— Я классный руководитель 9-го класса. По опыту скажу, с 8-го класса дети интересуются Карлом Марксом и его идеями. Многих интересует коммунизм. «Коммунистов» даже больше, чем «монархистов». Новая мода, наверно, такая.
— Каких исторических деятелей наши школьники любят больше остальных?
— Александра Невского. Он детям нравится, возможно, потому что его проще запомнить. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Иван Грозный — эти фигуры изучаются с интересом.
— В исторической науке есть идеологически сложные периоды, официальное отношение к которым меняется, условно говоря, раз в пять лет: та же советская эпоха на разных её этапах. Есть ли какие-то рекомендации для учителей, которые позволяют проходить повороты истории с наименьшими потерями для детей?
— История подразумевает наличие фактов и их интерпретацию. Есть норманнская и антинорманнская теория образования Древнерусского государства. Мы рассматриваем обе позиции в отношении каждого правителя. И дети выбирают себе, что им ближе, аргументируя.
— С полярными и многозначными трактовками можно заиграться и слишком далеко зайти. Оправдать, например, высокими мотивами предательство генерала Власова.
— Государственная политика направлена на патриотическое воспитание. И уроки строятся в его рамках. Иногда дети задают вопросы, на которые сложно ответить. Приходится выкручиваться, чтобы не заигрались.
— Воспитание патриотическое, а интересует Карл Маркс.
— Нынешние трактовки в стиле патриотического воспитания, в стиле «мы русские, мы молодцы, мы всех порвали» дети воспринимают не очень хорошо, иногда в штыки. Я считаю, нужно пересматривать подачу. Я стараюсь воспитывать не ура-патриотизм, а патриотизм через эмоции и документы. На конкретных примерах блокады Ленинграда, скажем. Это зарождает зерно истинного патриотизма.
— Насколько сильно отличаются учебники, по которым вы учились, от тех, по которым вы преподаёте?
— С точки зрения идеологии учебники практически не поменялись. Переверсталась сама программа. Девятиклассники не проходят историю Советского Союза. Этот период перенесли на старшие классы.
— С какого возраста, на ваш взгляд, нужно начинать приобщение к истории?
— Когда ребёнок начал понимать речь, его нужно знакомить с историей. Конечно, не с историей Отечественной войны 1812 года, они половину даже выговорить не смогут, а к мифологии, истории Древнего мира. Это интересно даже очень маленьким детям.
— Пятиклассники, которые приходят учиться, с историей знакомы?
— Учась в университете, я ездила в Брест на годовщину начала Великой Отечественной войны. Там дети, которым лет по пять, досконально знали всю историю героической обороны крепости. Кто защищал, что было разрушено. Они настолько бережно и сакрально к этому относятся. Дети знают историю своего города гораздо лучше, чем наши.
— История — наука, направленная в прошлое. Приемлет ли она технологические подходы будущего?
— Интерактивные презентации позволяют многое увидеть наглядно. Дети запоминают историю с помощью картинок, видеороликов. Начиная с XVIII века можно основывать историю на конкретных сюжетах исторических картин художников той эпохи. До тех пор, пока не вышел ограничивающий СанПин, мы использовали мобильные приложения. И детям это нравилось.
— Подытожим разговор вашей профессиональной оценкой новейшей истории. Буквально пару недель назад президент России Владимир Путин отказался считать образование услугой.
— Вторая тема, которую я защищала на «Педагогическом дебюте», касалась булинга учителя, где педагог является объектом травли. Я защищала позицию о недопустимости вседозволенности для детей и слишком жёстких рамок для учителя. Это превратило образование в услугу. Есть огромная разница в том, как относятся современные дети к учителям, и как относились мы. На мой взгляд, образование — это нечто сакральное. Оно не может быть услугой. Учителя передают детям знание, эмоции и позиции. С хороших учителей дети берут пример: подражают внешнему виду и манере поведения.
— Есть какие-то задумки для регионального этапа конкурса?
— Если честно, пока нет. Победа была неожиданной. Буду думать, чем удивлять жюри на следующем этапе.
Беседовал Сергей РУНЬКО
СПРАВКА
Итоги конкурса «Педагогический дебют 2021»
Помимо Дарьи Сычёвой, которая представит Сергиев Посад на областном этапе конкурса, жюри отметило ещё несколько учителей.
* Алина Гришина, учитель начальных классов хотьковской школы № 5
* Мария Валяйкина, учитель истории и обществознания школы № 8 Пересвета
* Ирина Попова, учитель истории и обществознания школы № 28
* Екатерина Лебедева, учитель начальных классов школы № 19 имени Героя Советского Союза М. К. Нехаева
* Мария Юдина, учитель французского и английского языков школы № 1