На следующей неделе в Сергиевом Посаде начинается телемарафон «Братина». С 8 по 10 октября свои новые работы покажут десятки авторов из телекомпаний Подмосковья и других регионов. В программу фестиваля также вошли мастер-классы для журналистов, операторов и монтажёров, дискуссии о телевидении в нестоличных городах, встречи с коллегами — сотрудниками федеральных телеканалов.
«Братина» — не внутрицеховое событие для своих, говорит шеф-редактор фестиваля Светлана КОНЬКОВА. Телекомпания «Тонус», бессменный организатор конференции, приглашает сергиевопосадцев включаться: смотреть конкурсные репортажи и тематические сюжеты, голосовать за них в прямом телеэфире, а если появится желание — и позволят антиковидные ограничения — приходить в библиотеку им. В. Розанова на выступления гостей. Это будет интересно не только телевизионщикам. Расписание есть на сайте festivaltv.ru.
— Светлана, как и для кого создавалась «Братина»?
— В 1997 году журналисты «Тонуса» и других небольших телекомпаний Подмосковья встретились на одном крупном телефестивале. И мы почувствовали, насколько по-другому устроена наша работа. Наши зрители живут в соседних подъездах, на соседних улицах, и немедленно реагируют на неправду. У наших сюжетов немного длиннее хронометраж, иные темы, другие интонации. Меньше ресурсов, но не меньшая потребность информировать.
— Чем запросы телезрителей конца 1990-х отличаются от сегодняшних?
— Когда в небольших городах появились свои телекомпании, людям часто было не так уж важно, что покажут, — главное, чтобы в кадре они увидели себя. Сейчас этого недостаточно, зрители хотят качественный продукт, на этой волне и появился наш Добровольческий образовательный проект в рамках фестиваля.
— Что это?
— В этом проекте мы учим молодых журналистов создавать качественную видеопродукцию, с июня продолжаем онлайн-лекции и видеоконференции. Была встреча с журналистом Сергеем Ломакиным, в дни фестиваля пройдёт мастер-класс шеф-редактора дирекции информационных программ телеканала «Россия-Культура» Екатерины Бородянской — бывшей сотрудницы небольшой телекомпании в Домодедове. Проект мы запустили с помощью гранта ООГО «Российский фонд культуры» в рамках программы «Волонтёры культуры» федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
— Чем нынешняя «Братина» отличается от предыдущих?
— Фестиваль в этом году — итог всего Добровольческого проекта, благодаря которому мы учились быть волонтёрами культуры. Например, конкурс в номинации «С колёс» на этот раз посвящён одному дню из жизни местного учреждения культуры. Каждой телекомпании-участнице достанется свой ДК, музей или галерея, и они представят их такими, какими увидели. После фестиваля мы создадим видеоархив этих и других программ и передадим его в учреждения культуры области.
— Есть ли рецепт: сюжет должен быть таким-то и таким, чтобы наверняка победить?
— У нас есть телекомпании, которые знают такие рецепты. Это телевидение Видного, Ступина, Серпухова… Хорошие шансы у интересных или проблемных сюжетов, где речь идёт об адресной помощи. Всегда трогает тема детей, животных, милосердия, людей с ограниченными возможностями.
— Могут ли маленькие телекомпании позволить себе больше, чем крупные федеральные?
— Сложный вопрос. Мы об этом часто говорим — и в Союзе журналистов Подмосковья, и на уровне всероссийского. У всех складывается по-разному. На фестивале иногда бывают очень острые темы. Помню работу из Юбилейного: они отправили на «Братину» сюжет, но перед этим их на фестиваль не пускали у себя дома: одна из ветвей власти была против. Каким-то образом они вырвались, всё равно приехали, и сюжет получил награду. Или в Струнине во Владимирской области есть небольшая телекомпания, и у них всегда очень острые сюжеты, они затрагивают темы, которые волнуют этот маленький город.
— Много ли в Подмосковье осталось частных, независимых, хотя бы по документам, телекомпаний?
— Когда собирался оргкомитет фестиваля, кто-то сказал, что всего четыре: «Тонус» в Сергиевом Посаде, ООО «Комсет» из Ступина, «Вечерний Дмитров», и «Искра-ВЭКТ» из Воскресенска.
— За счёт чего они выживают?
— У кого-то есть другой бизнес: кабельные сети, телекоммуникации, какой-то ещё. Телевидение во многом для них становится творчеством. Другие телекомпании заключают с муниципалитетами контракты на информационное обслуживание. Есть и реклама — у кого-то получается неплохо заработать, хотя всё большую конкуренцию на этом поле нам составляет интернет.
— Помню легендарную заставку «Тонуса»: из принтера выползает листочек бумаги с номером рекламного отдела. Не голливудский спецэффект, но в отличие от многих, условно говоря профессиональных, заставок вот эта — помнится до сих пор.
— Нам часто говорят, что у нас душевные заставки, хотя, может, они не самые современные. Есть хороший пример: в 2019 году мы начали сотрудничать с Хэйлунцзянским телевидением в Харбине, обменивались программами. В Китае тогда только-только началась пандемия, они первыми объявили карантин, и нас попросили поддержать их социальным роликом. Через какое-то время нам передали, что китайские коллеги чуть не расплакались, когда увидели эту работу, — настолько душевно, по-человечески, искренне она отозвалась.
Владимир КРЮЧЕВ