17 сентября насельники обители преподобного Сергия молитвенно воспомянули обре́тение честны́х мощей великого русского иерарха – святителя Иоасафа Белгородского (1911). Совершая память просиявшего в нашей земле подвижника, духовенство и паломники Троицкого монастыря прославили Небесного Отца, Который через Своих многочисленных угодников направляет человеческие души ко спасению. В этот день северный придел Сергиевского Трапезного храма отметил свой престольный праздник.
Житие святителя Иоасафа во многом напоминает древние патерики, повествующие о подвигах и падениях известных ревнителей благочестия. Будущий святой происходил из богатой и благочестивой малороссийской семьи, и будучи старшим сыном должен был, женившись, получить богатое родительское наследство. Однако, от юности осознав тщетность и суету человеческой жизни, будущий архиерей пожелал удалиться туда, где он сможет проводить время в посте и молитве.
Уйдя в монастырь, святой вел жизнь более строгую и аскетичную, чем прочие насельники. Но подобно тому, как «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14), невозможно в поврежденном грехом порочном мире остаться незамеченным настоящему праведнику. Труды молитвенника стали известны церковному руководству, которое возвело его в священный сан и назначило игуменом Лубенского монастыря, а через некоторое время рукоположило в епископа.
Как свидетельствуют исторические документы, исполняя свое служение, святитель показал себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным и весьма заботливым архипастырем. Особенно ревностно он следил за совершением богослужений и духовным состоянием находящихся у него на послушании клириков. Подобно любящему отцу молитвенник научал духовенство и вверенную ему паству благоговению перед святыней и страху Божиему, которые премудрый Соломон назвал «началом премудрости» (Притч. 1:7).
Исполнив свое епископское служение, святой Иоасаф подал верным чадам Церкви пример любви и послушания не только словом, но и делом. Призывая с церковного амвона возлюбить Христа, белгородский чудотворец являл верующим образец чистой сыновней любви к Небесному Владыке. Покорившись Божиему Промыслу о себе, святитель показал себя архиереем, соответствующим высокому библейскому идеалу: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7:26).
Cправка.
Всенощное бдение в Успенском соборе обители в сослужении братии совершил архимандрит архимандрит Агафадор (Маркевич).
На богослужении пели два мужских хора: левый – под управлением иеромонаха Никифора (Исакова), правый – под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).
Божественную литургию престольного праздника в Иоасафовском приделе Сергиевского Трапезного храма возглавил архимандрит Герасим (Шевцов).