В Сергиево-Посадском городском округе снизился объём платежей за жилищные и коммунальные услуги. Специалисты сходятся во мнении, что виноват в этом «коронакризис», больно ударивший по кошелькам части населения. «Рикошет» пришёлся на управляющие организации, которые до сих пор недополучают финансовые средства от населения.
Нет денег — нет услуг
В сфере коммунального обслуживания деятельность любой управляющей организации базируется на деньгах собственников и нанимателей — других средств у неё попросту нет. Начальник окружного управления коммунальной инфраструктуры Александр Афанасьев приводит такой пример: «Если УК недополучила часть средств, то и услуг будет оказано меньше. Да, многие возразят: с точки зрения законодательства компания не может отказать в услугах, даже если вы их не можете оплатить в данный момент, и я соглашусь с этим. Но здесь экономика простая: если нет денег, то и дом содержать не на что».
Проще говоря, если нет финансовой дисциплины, стоит ли ожидать, что в подъездах неплательщиков будут своевременно меняться лампочки?
Более того: в случае хронических неплатежей управляющая компания начнёт накапливать долги перед ресурсоснабжающими и подрядными организациями. Как результат — разруха и всеобщее недовольство, а в перспективе — банкротство. Безусловно, бесхозному дому будет назначен другой «управляющий», на это у администрации есть соответствующие полномочия. Но через какое-то время работа всё равно упрётся в пресловутый денежный вопрос.
Управляющие организации — одни из немногих профессиональных игроков на коммунальном рынке. Есть, конечно, позитивные примеры вполне успешных ЖСК или ТСЖ, но это скорее исключение. Взять, например, ЖСК «Темп», где собственники по целому ряду причин оказались в очень неприятной ситуации.
В заложниках у самих себя
ЖСК «Темп», старейший жилищный кооператив в Сергиево-Посадском городском округе, был организован ещё в конце восьмидесятых. Он объединяет два десятка многоквартирных домов. До лета 2019 года у «Темпа» был законный представитель. «Полномочия председателя истекли год назад. До этого момента он был единственным лицом, которое могло распоряжаться финансовыми средствами на банковском счёте кооператива. После банк перестал принимать платёжные поручения за подписью председателя. С этого момента кооператив существовал без денег, можно сказать, на энтузиазме, но потом и этот период быстро закончился. Официальный представитель ЖСК до сих пор не выбран», — рассказывает Александр Афанасьев.
В «Темпе» отсутствовали рабочие специальности: сантехник, дворник, электрик. Прилегающая территория и подъезды домов системно не убирались. Когда у жителей в очередной раз лопалось терпение, они обращались в «Добродел», и тогда их текущие проблемы приходилось решать администрации округа. Но всё равно этих мер было недостаточно.
Точку в вопросе поставил пресловутый коронавирус, когда потребовалась постоянная дезинфекция входных групп, а в самом ЖСК были зафиксированы первые случаи заболевания COVID-19.
Справедливости ради отметим, что проблему отсутствия законного представителя жители пытались решить самостоятельно — проводили общие собрания, результаты которых позже обжаловали несогласные. К единому знаменателю кооператив в итоге так и не пришёл. «Требовались кардинальные действия. В мае администрацией было принято решение о назначении новой управляющей организации — ООО «Респект-СП». Около месяца ушло на внесение изменений в реестр лицензий, что является обязательным условием для начала работы УК. С 1 июня организация приступила к обслуживанию домов», — поясняет Александр Афанасьев.
Впрочем, и сейчас в «Темпе» наблюдается некоторая смута. На днях жильцы получили уведомление, в котором некое лицо, называющее себя председателем (напомним, что по данным единого государственного реестра юридических лиц на этой должности числится совсем другой человек, полномочия которого истекли ровно год назад), объявило о намерении собрать в начале сентября общее собрание жильцов. Как результат — жители не понимают, кому, в конечном счёте, платить за услуги. Многие, в общем-то, сейчас предпочитают этого не делать вовсе.
Кстати, банковский счёт «Темпа» на сегодняшний день заморожен, расходовать его средства на нужды кооператива нельзя, ведь законного представителя у ЖСК официально нет. «С 1 июня платить за коммунальные и жилищные услуги необходимо в ООО «Респект СП». Если в будущем кооператив уйдёт в банкротство, взыскивать его долги будет арбитражный управляющий», — поясняет Александр Афанасьев.
Добавим также, что этой весной ЖСК покинул дом № 14 на Скобяном шоссе. Решение о создании своего ТСН, который получил название «Импульс», жители приняли ещё в апреле, но уведомили об этом Госжилинспекцию (что необходимо для начала деятельности) только летом. По имеющейся информации, сейчас документы находятся на рассмотрении. В округе назревает кризис коммунальных неплатежей?
На 22 % падали платежи, поступающие от населения в самый пик ограничительных мер в апреле. Сейчас ситуация постепенно выравнивается
Если нечем платить за жильё
Среди неплательщиков встречается разный контингент. Некоторые копят долги сознательно. По словам Александра Афанасьева, часто вполне платежеспособные люди по каким-то личным соображениям не платят месяцами, а затем одномоментно гасят счета. Это, кстати, также подрывает экономическую деятельность управляющей организации.
Есть среди неплательщиков и люди, которые и вправду оказываются в непростой жизненной ситуации. «До пандемии в администрации округа регулярно проводились комиссии по работе с должниками. В ряде случаев нам удавалось решить проблему жителей. Существует механизм предоставления субсидий, которые могут помочь справиться с долгами», — поясняет Александр Афанасьев.
Кроме того, можно обратиться в юридический отдел УК с просьбой реструктуризировать задолженность, после чего в результате переговоров вам будет предложена удобная для обеих сторон схема постепенной оплаты. Словом, в этом вопросе главное не замалчивать проблему.
Для самых безнадёжных неплательщиков, если таковые проживают в квартирах по соцнайму, законом предусмотрена ещё одна мера – переселение в маневренный фонд. Говорят, муниципальных квадратных метров в округе предостаточно: в тех же Башенках, где всего три жилых дома, или в Сырневе, где всего одна многоэтажка. Впрочем, эта мера воздействия применяется к должникам очень редко.
Александр Афанасьев, начальник управления коммунальной инфраструктуры администрации округа:
— До пандемии в администрации округа регулярно проводились комиссии по работе с должниками. В ряде случаев нам удавалось решить проблему жителей. Существует механизм предоставления субсидий, которые могут помочь справиться с долгами.
Евгения Николаева