Сергиев.ru
Культура

«Подурачиться в кадре — этого мало»

«Подурачиться в кадре — этого мало»

Одна из самых старых передач на местном телевидении — молодёжная. Программа « Лестница » выходит в эфир 15 лет на двух городских телеканалах и ещё на третьем, потому что кроме « Тонуса » и ТВР 24 её транслирует маленькая ТВ ­- станция ямальского села Самбург, затерянного между Новым Уренгоем и Норильском.

Почему Ямал? Как удержаться на экране 15 лет? Где заканчивается видеоблог и начинается телевидение? Об этом в дни 25­- летия телестудии « Окно » при Дворце творчества детей и молодёжи, где делают « Лестницу », рассказал её руководитель Михаил Ходов.

Михаил Ходов выпускник Сергиево-­Посадского киноколледжа. Девятнадцать лет преподает в телестудии «Окно», где начинал работать вместе с Владимиром Полиным — жителем Хотькова, режиссёром «Мосфильма». Стажировался на «Радонежье», несколько лет в прямом эфире «Тонуса» вёл программу «У самовара». Вместе с Михаилом в студии работает его жена Екатерина, которая свои первые профессиональные шаги также делала в команде «Лестницы».

— Ты работал и в кадре, и за кадром. Где интереснее?

— Сейчас больше уже за кадром, мне нравится создавать передачу и всё больше тянет проводить фестивали, встречи, преподавать, а сейчас к юбилею мы создаём книгу историй студийцев.

— Для ребят важно, что они рано или поздно окажутся на телевидении?

— Проблем с набором детей у нас никогда не было. Только скажешь — будем учиться делать репортажи, брать интервью, монтировать, выйдем в эфир на «Тонусе» и ТВР, как они загораются, бегут, и к сентябрю студия переполнена. Не знаем, куда ещё дополнительные стулья ставить. Но через пару месяцев многие понимают, что надо не просто звездить в кадре, а это труд. Надо что­то самим придумать. Просто подурачиться в кадре — этого мало.

— Видеоблоги популярнее телевидения среди молодых. Вы это чувствуете?

— Поначалу многие так и спрашивают — а у вас школа блогеров? Приходили ребята, которые и раньше вели свои видеоблоги, а телестудия им стала нужна, чтобы набрать знания. И заметно, что их блоги становятся профессиональнее, они начинают задумываться о композиции кадра, о «воздухе» в кадре, о том, как удержать внимание зрителя.

— Вы в программе говорите на сложные темы?

— «Лестница» больше информационно­-развлекательно-­познавательная программа. Сильно глубоко мы не копаем, но были сюжеты о субкультурах, эмо, готах, анимешниках, панках. Были сюжеты о наркомании. Темы берутся из жизни.

— Ты начинал 20 лет назад. Тогда, наверное, и учебных программ для детских телестудий толком не было. На чём строил занятия?

— В дополнительном образовании не как в школе, у нас каждый педагог сам пишет себе программу. Свою авторскую программу «Юный оператор и монтажёр» я писал по лекциям, которые, в свою очередь, получал в киноколледже. Преподаватели колледжа, конечно, мне много дали. Помогли и наши поездки на телефестивали, на киностудии, в телекомпании по всей стране.

— Каким образом запись « Лестницы » попала в школу телевидения « Останкино », где её использовали как образец при разборе полётов?

— На одном из телефестивалей мы пришли на мастер­-класс Игоря Романовского, режиссёра канала «РЕН ТВ». Он нас узнал, сказал об этом на весь зал — у нас тогда глаза на лоб от удивления. Ещё больше мы удивились, когда Игорь рассказал, что кто­-то из Сергиева Посада передал записи «Лестницы» в школу «Останкино», где он работает. И вот они там её разбирали — постановку света, звука, ведение интервью.

— Ты как- ­ то рассказывал, что в стране работают примерно 200 таких же студий, как и ваша. Это много или мало?

— Вообще есть такая тенденция сейчас — в министерстве образования хотят, чтобы таких студий появлялось больше и больше. Молодёжных пресс­центров, как их ещё называют. Есть вообще предложения открыть в каждой школе свой пресс-­центр, чтобы ребята делали сюжеты, отсылали их в какой-­то региональный пункт, и из этого бы получалась телепрограмма. Реализовать такое на практике тяжело — даже если купить каждой школе компьютеры для монтажа и камеры, всё равно не найти столько преподавателей. Вот есть 200 студий, столько и педагогов. Кружок это довольно специфический.

— Многие ли студии живут так же долго, как ваша?

— Таких, наверное, единицы, тем более тех, что выпускают передачи каждую неделю. Многие студии делают сюжеты от случая к случаю, к фестивалю, есть студии, которые снимают игровые программы вроде «Ералаша». Благодаря фестивалям мы дружим с коллегами на Ямале, они также показывают «Лестницу», и их студия в селе Самбург, даже работает чуть дольше нашей.

— Телекомпании платят вам за передачи?

— Нет, мы не платим за выход в эфир, и нам не платят гонорар. Разу­меется, мы не можем размещать и рекламу, чтобы зарабатывать. Были разные предложения, но мне это не особо надо, потому на первом месте у нас образование, подготовка к ВГИКу, к другим вузам. К тому же, так нам никто не диктует условия, не говорит, в каком формате работать, что не снимать. И учатся ребята у нас бесплатно.

— Как изменилась студия за эти годы?

— Многие дети не могут понять, как так может быть, что программа «Лестница» старше YouTube! Да, сейчас легче добывать информацию. Я как сказку рассказываю о съёмках фильмов 15 лет назад. Чтобы сделать фильм о Сергии Радонежском, мы шли в библиотеку Горловского, читали пять разных книг, искали качественные иллюстрации и переснимали картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею» прямо с книжного листа. А для редких кадров — например, из Варницкого монастыря, — мы заказывали экскурсию и ехали туда ради каких-­то тридцати секунд. Сейчас проще, конечно, эти тридцать секунд найти в интернете...

— Но это будет уже не ваше кино.

— Да, и это будет минус. Я всегда говорю детям, что надо писать самим, снимать и монтировать тоже самим. Кстати, у нас в программе вся музыка, заставки, перебивки — авторские. Их написал наш выпускник Иван Морозов.

— Дай совет, как научиться держаться в кадре.

— Лично мне помогла художественная самодеятельность в колледже, я выступал с монологами, миниатюрами, научился выходить к аудитории, к живым зрителям. Там сразу видишь, где им скучно, где интересно, где надо что­то изменить, чтобы не «переключали канал». Мы же делаем передачу и не видим, когда зритель переключает канал.

Владимир Крючев

 

Программа «Лестница» выходит в эфир телекомпаний

«Тонус» — по вторникам в 18:30 и средам в 8:30

ТВР24 — по субботам в 5:30, 10:30, 15:30, 20:30 и 1:30

А также в любое время на странице vk.com/teleokno

Фото @ Сергиев.ru