Сергиев.ru
Культура

По медвежьему следу

По медвежьему следу

Наше путешествие начнётся из Москвы, где в открывшемся в 2015 году Центральном детском магазине на Лубянке (по старому — «Детский мир») объявился наш земляк: медвежонок Рося. Точнее, не он сам, а его увеличенная копия. А сам герой, произведённый на Хотьковской фабрике мягкой игрушки, находится в «Музее детства» при магазине. Бывшие владельцы мишки сообщили, что игрушка некогда была приобретена в «Детском мире», и, по мнению администрации торгового центра, такой персонаж— это символ, соединяющий многие поколения. Медвежонок Рося выбран символом Центрального детского магазина на Лубянке. А теперь нам предстоит пройтись по «медвежьему следу». Не страшно?

СШИТО МОНАХИНЯМИ

Век назад, в 1922 году, после закрытия Хотьковского Покровского женского монастыря, монахини — среди которых было немало умелых мастериц — разбрелись по частным квартирам. В результате в Хотькове появилась артель мягкой игрушки.

«Артель находилась близ монастыря в Бобыльской слободке, в бывшей торговой лавке. Состояли в артели и монашки, только жили уже по квартирам, а работали отдельно, в монастыре, в подвальном помещении Южных ворот. По-прежнему стегали одеяла, готовили на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала и также шили лоскутные мячики-гремушки. Терпеливые рукодельницы были бескорыстными наставницами молодых неопытных артельщиц», — читаем в книге Галины Львовны Дайн «Хотьковские мячики».

В 1934 году артель перебралась в деревню Морозово и, судя по публикации в газете «Вперёд» тех лет, получила имя «Большевик». На долгие годы, до 1967-го, Морозово оставалось вторым «медвежьим уголком» нашего района (первый — село Богородское).

Ассортимент держался неизменным практически все годы существования артели, а потом Хотьковской фабрики мягкой игрушки — мишки, зайцы, кошки, собачки, лисички. Шились они из фланели, байки и сукна. А кто был лучшим другом самого знаменитого плюшевого мишки — Винни-Пуха? Поросёнок Пятачок. И у нашего мишки из Морозова нашёлся такой приятель. Собственно, он, игрушечный «Весёлый поросёнок», и вывел меня на след Софии Россинской, создательницы всего этого очаровательного зверинца.

И ЕГО ДРУГ ПОРОСЁНОК

Дело было так. В антикварный салон «Посадские древности» принесли игрушку — забавного поросёнка, найденного на чердаке старого дома на Кировке. Хозяин салона, Юрий Хакимович Желялетдинов, поинтересовался у краеведов — можно ли узнать что-либо из её истории?

Оказалось, что «Весёлого поросенка» сконструировала художница Софья Константиновна Россинская и выпустила артель «Художественная игрушка» в 1930 году. Позднее, в 1937-38 годах, судя по публикациям журнала «Игрушка», он назывался «Поросёнок-клоун». Почему поросёнок, а не обезьянка, например? Ведь звёздный час поросят — диснеевские «Три поросёнка», имевшие колоссальный успех в СССР в 1935 году, ещё не пробил?

Ответ может звучать тяжеловесно и пафосно — «создание позитивного образа свиньи в массовом сознании». На 1930-31 годы пришёлся пик внедрения свиноводства в Центральных районах России. Даже возникали свиноводческие фермы под названием «свиногородок». Ну да ладно с идеологами, вернёмся к художникам.

Софья Россинская родилась в Баку, в семье инженера. В годы революции перебралась с родителями в Нижний Новгород, потом в Москву. Рано стала рисовать. Интерес к искусству привел её на курсы мягкой игрушки, существовавшие при Музее игрушки в Москве. В бартрамовском музее было много и других курсов: папье-маше, дерево…

Россинские перебрались в Загорск вместе с музеем и вошли в костяк Техникума игрушки. В 1929 году отца художницы арестовали по делу так называемой «промпартии» — гонений на «спецов». Дочь носила ему передачи в Бутырскую тюрьму и часто встречала своих сокурсников и сокурсниц, приходивших в казённый дом по тем же делам. Многим из них она впоследствии помогала найти работу. До суда отец не добрался — умер в тюрьме.

Интересно, что создательница «брендов» советского детства сама немало хватила горя. Её жених, молодой офицер, был расстрелян ВЧК в 1919 году. Его мать, некогда «переболевшая» революционными фантазиями, возмущалась: «Мы хотели не такую революцию!» На что дочь парировала: «Других революций не бывает!» А в 1930-е годы она приютила осиротевшую племянницу — сестра художницы и её муж был репрессированы.

С местами работы Софьи Россинской на этом периоде не очень ясно. В биографиях пишут — сначала в «Художественной игрушке», а потом на экспортной фабрике, где доминировали изделия из дерева. Артели «Художественная игрушка» существовали и в Москве (потом фабрика «Художественная игрушка») и в Загорске (потом «Артель имени РККА»). Но именно загорская артель в 1931-32 годах носила на короткое время название Экспортной фабрики. Так что смею предположить, что упомянутый поросёнок родился именно на нашей земле, тем более что «Поросёнка-клоуна» в 1937 году делали уже в Загорске.

МИШКА ПРАВИЛЬНЫЙ И НЕ ОЧЕНЬ

А теперь к медведям. Есть несколько историй про создание советского мишки. Одна —политизированная. Игрушку многие считали «дающей неправильное представление об окружающем мире», медведь ведь хищник, на колхозных коров нападает! А потом махнули рукой и разрешили: только бы не походил на буржуазного Тэдди!

Вторая версия более реалистичная. Закупили партию зарубежных мишек лимонного цвета и предложили Софье Россинской доработать, как говорится, его напильником. А та сказала, что наши дети лимонного медведя не воспримут. И разработала «Мишку-муфту». Мишками занималась и другая художница-игрушечница, дочь Николая Бартрама, директора Музея игрушки, Анастасия Изергина.

Выкройки мишек Софьи Россинской и Анастасии Изергиной систематически появлялись в пособиях для кружков «Умелые руки», в приложениях к женским журналам «Работница» и «Крестьянка». Правда, «домашние» мишки были статичными — шарнировка их конечностей требовала оборудования и навыков. Мягкие игрушки — вещь деликатная. Они пачкаются, у них отрываются уши, лапы, хвосты.

В детских журналах систематически появлялись публикации о «лечении» игрушек. Наиболее актуальным лекарством оказался стиральный порошок первого поколения «Новость». Часто можно было увидеть сушащихся в подвешенном состоянии зайцев и кошек, а некоторые очумелые ручонки даже окрашивали загрязнившегося и неподдающегося стирке любимца масляной краской.

Хранили форму они после этого долго, но теряли свою мягкость и теплоту. Софья Россинская прожила большую жизнь, которая началась в императорской России, а закончилась под «ветер перемен», в 1988-м. А её игрушки стали страничкой истории страны. И нашей малой родины тоже.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Фото @ Сергиев.ru