Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Сегодня каждый христианин имеет возможность присутствовать на богослужениях в этой древней и святой обители. Всякий желающий может лицезреть Троицкий собор, приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского и получить духовную помощь и совет от опытных духовников обители. Но теперь мало кто знает, что так было далеко не всегда, и почти четверть века в духовном сердце России не совершалось ни одной Литургии, и не было ни одного монаха.
>
Сто лет назад, во время революционных смут, затронувших всю Россию, гонения коснулись и самой Лавры. Свидетели тех событий — насельники обители, профессора Московской духовной академии и просто неравнодушные люди — оставили многочисленные воспоминания, как имущество монастыря «национализировалось», а все церковные здания были переданы особой комиссии — «Народному комиссариату просвещения». В 1919 году в корпуса Лавры заселились курсанты Военной электротехнической академии, а 11 апреля советская власть произвела публичное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского с выставлением их в качестве особого экспоната под музейным стеклом. Однако на этом беды не закончились. Новое зло постигло Лавру 4 октября, когда из стен обители изгнали всех насельников, храмы опечатали. Указом В. Ленина от 20 апреля 1920 года официально объявили Лавру музеем.
Более 25 лет Лавра терпела бесчестие: разграбление ризницы монастыря, уничтожение основных исторических колоколов, глумление над святынями и частичное разрушение зданий. Даже само слово «Лавра» советская власть изменила на «Загорский государственный историко-художественный музей».
С началом Великой Отечественной войны жестокая антирелигиозная пропаганда на время притихла, однако жизнь Лавры изменилась лишь с 1943 года, после личной встречи со Сталиным митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). Одним из важнейших обсуждаемых вопросов стало открытие Лавры как действующего монастыря Русской Православной Церкви. Именно это событие стало поворотной точкой к возобновлению прежней жизни монастыря.
Первый наместник Лавры, после её открытия, архимандрит Гурий (Егоров).
Летом 1945 года в еще закрытую Лавру был назначен новый наместник — возвращенный советской властью из ссылки в Среднюю Азию архимандрит Гурий. А в январе того же года в Троицкий собор возвратили мощи преподобного Сергия Радонежского, которые музей в числе особо ценных музейных экспонатов эвакуировал в Соликамск. Официальная передача Загорским музеем-заповедником мощей преподобного Сергия Радонежского Лавре состоялась 20 апреля 1946 года. Тогда же по решению Совета Министров СССР Лавру открыли как действующий монастырь.
Дальнейшие события открытия Лавры и первого богослужения хорошо описывает непосредственный свидетель торжества протодиакон Сергий Боскин:
«Великая Пятница 19 апреля. В два часа дня о. Гурий открыл Царские врата, совершил малое освящение престола и, по окроплении собора святой водой, началась вечерня. Пришел старец схиархимандрит Иларион (Удодов), вдвоем с о. Гурием они выносили и Плащаницу. В шесть часов вечера началась утреня по чину Великой Субботы, с обнесением Плащаницы вокруг собора.
Великая Суббота 20 апреля. Находящиеся в алтаре сосредоточенно молились. Незабываемые минуты ожидания. И вот донеслось: первый удар, второй, третий, и родной, с детства знакомый звон — звон с лаврской колокольни. Торжественно несутся звуки древнего колокола в тиши ночи ранней весны. Город не спал, все слушали. В переполненном соборе все как бы затаили дыхание. После 26-летнего онемения в обители Преподобного Сергия в Пасхальную ночь зазвонили колокола, сразу, неожиданно. Народ, заполнивший площадь, стоял с зажженными свечами. Крестный ход свободно обошел собор и вышел на паперть. Началась утреня и первое “Христос Воскресе”».
В канун 75-летия возобновления богослужений в Лавре и в преддверии Пасхи Христовой особенно актуально звучат слова Патриарха Алексия I, обращенные 75 лет назад к наместнику Лавры архимандриту Гурию.
Тогда Святейший Патриарх сказал слова, ставшие пророческими:
«Да будет сия Пасха поистине Пасхой избавления от скорби и неперестающей радостью для всех притекающий к раце многоцелебных мощей преподобного Сергия».