Общественные слушания по вопросам рекультивации самой большой свалки района прошли в ДК « Горизонт » посёлка Реммаш на высоком экспертном уровне. У инженеров из бюро « Геотехпроект », представивших свой вариант нейтрализации экологического вреда от бывшего полигона, были достойные и компетентные оппоненты.
У модерировавшей дискуссию Оксаны Ерохановой, курирующей реформу переработки бытовых отходов в должности замглавы районной администрации, было много работы. Несмотря на малочисленный состав участников, желающих выступить на слушаниях хватало с лихвой.
Два молодых инженера, два Алексея — Тяжельников и Малин — показывали на презентации картинки с диаграммами на тему, каким зелёным и цветущим мы увидим Парфёново в 2026-м году по окончании намеченных работ. Сотрудники «Геотехпроекта» предлагают набурить более 13 тысяч скважин для сбора газафильтрата и накрыть места, где отсутствует водоупорный слой, метровым экраном-саркофагом. Собранный газ будут «сжиживать» и палить.
О чём это говорит обывателю? Да ни о чём. А вот экспертам о многом. Они и начали выискивать слабые места проекта — на то они и общественные слушания, чтобы мнения каждого были учтены. Активнее всех выступал бывший депутат Госдумы VI созыва Максим Шингаркин, который в статусе члена региональной Общественной палаты наблюдает за рекультивацией полигона в Кучине. По его мнению, никакой фильтрат сжигать не нужно, поскольку интенсивность вредных воздействий от факела может превысить их объёмы при естественном исходе метана, углекислого газа и сероводорода с примесями.
Глава Богородского поселения Виктор Кузнецов, вспоминая строительное прошлое, усомнился в качестве гидрологической экспертизы и, как следствие, в возможности сбора фильтрата на тех глубинах и тем способом, которым хотят это делать инженеры «Геотехпроекта». Проектировщики, в свою очередь, выразили готовность внести изменения в документацию, если им предоставят достоверные и объективные данные.
Гражданский активист Николай Хвостов, принимавший деятельное участие в закрытии полигона, сторонник самого радикального варианта решения проблемы — вывезти все отходы куда подальше. Поскольку место, по его мнению, не предназначено для захоронения отходов вовсе. Участник слушаний ссылается на данные замеров, обнаруживших в санитарной зоне следы таллия — смертельно ядовитого тяжёлого металла. Откуда этот элемент таблицы Менделеева там взялся — неизвестно.
Прозвучал из зала и вопрос, не имеющий ответа: «Если парфёновский полигон имел собственника, собиравшего с него прибыль, почему рекультивировать его нужно за бюджетный счёт?» Сейчас договор аренды расторгнут. С компании, эксплуатировавшей его, по суду ещё в 2015 году в пользу государства взыскали 174 миллиона рублей, которых явно недостаточно для сведения на «нет» экологического ущерба от свалки.
В общем и целом, при всех «но» средневзвешенная позиция очевидна — рекультивация полигона необходима и в самые короткие сроки, но не в ущерб экологии Сергиево-Посадского района.
Сергей Рунько
Фото Сергея Семенькова
Читайте также: Рекультивация полигона в Парфёново: вопросы есть