Житель Хотьково Арсений Артюнян пока учился в школе начал собирать воспоминания ветеранов Сергиево-Посадского округа о Великой Отечественной войне. Сейчас молодой человек — студент дипломатической академии при Министерстве иностранных дел. Он продолжает свой проект «Память сердца», но географию расширил – навещает ветеранов по всей Московской области. С газетой «Вперёд» Арсений поделился собранными историями, услышанными из уст ветеранов Сергиево-Посадского округа.
«Война капут!»
Антонина Васильевна Голикова три года провела на фронте – спасала раненых. Сразу после медучилища юную девушку отправили в Сталинград. Домой она вернулась только в октябре 1945 года с контузией и… будущим мужем, с которым познакомилась на фронте.
«Я родилась 17 сентября 1920 года в деревне Подмоклое, Тульской области, — рассказала Антонина Васильевна. — Была шестнадцатым ребёнком в семье, родители ласково называли меня «поскрёбыш». В 1940 году, после окончания 10-го класса я поступила в Московское медучилище при Басманной больнице. В июле 1942 года по окончании учёбы меня призвали Бауманским военкоматом на фронт.
Распределили в госпиталь для легкораненых №5111 на должность медицинской сестры общего профиля. Боевое крещение получила под Сталинградом... Госпиталь был загружен так, что мы, медработники, по трое суток не выходили из операционной. Спали урывками, здесь же. В то время нам выдавали не сапоги, а ботинки с обмотками. В одну из суровых сталинградских зим я сильно обморозила ноги, травма осталась на всю жизнь. Сталинград — самое страшное, что мне пришлось пережить.
Потом, после Сталинградской битвы, фронт пошёл быстрее. Военно-полевой госпиталь, где я служила, был направлен в Таганрог, затем в Молдавию, оттуда – в Румынию и в Венгрию. Запомнилось, что в Венгрии немцы стреляли по медработникам, выходившим из госпиталя. Поэтому начальник госпиталя распорядился, чтобы каждый сотрудник приобрел штатское платье. Это спасало нас от огня. И пусть я избежала ранения от пули, но однажды во время обхода раненых, получила тяжёлую контузию.
8 мая 1945 года меня вместе с медсестрой Машей послали лечить раненых бойцов в санаторий, который находился в городке Хайдусобосло. Городок знаменит своими термальными источниками. Благодаря этой воде раны затягивались буквально на глазах. Раненые проводили в источниках около 15 минут, этого было достаточно, чтобы им стало лучше. На ночь мы решили остаться в Хайдусобосло у знакомой хозяйки.
Уже глубокой ночью я услышала стук в окно и голоса. Мы с Машей оделись, вышли из дома и тут... Нас берут на руки наши венгры, качают, целуют и кричат: «Война Капут! Война Капут!» Так памятно закончилась война. Демобилизовалась мы не сразу, продолжали службу в венгерском город Дебрецен. Домой попали только в октябре 1945.
Ещё на фронте я познакомилась в госпитале с жителем Загорска — Сергеем Захаровичем Вишневецким. Он был командиром взвода автоматчиков. Был тяжело ранен, ему хотели ампутировать руку, но он смог убедить врачей её сохранить. Муж награждён орденом Красной Звезды. До самого Дня Победы мы переписывались, а в ноябре 1945 года я вышла замуж. Вырастили дочь и сына. Есть внуки и правнуки. После войны работала медсестрой на Горбуновской фабрике и в других учреждениях Хотькова».
Евгения Кинтушева