С 1 января вступили в силу изменения в правилах охоты. Коснулись они сроков весеннего отстрела пернатых, правил пристрелки, а также полномочий инспекторов.
Евгений Поляков — внештатный егерь при обществе охотников и рыболовов. Его обход (так называют подконтрольные угодья) охватывает леса от д. Высоково до д. Морозово. Зимой Евгений Юрьевич объезжает территории на лёгком снегоходе, летом передвигается пешком. В день проходит и двадцать, и тридцать километров. В должности егеря-внештатника он восемь лет. Стал им по зову сердца: хотелось больше порядка в лесах.
Живность отступает
А ещё Евгений Поляков — охотник-любитель. «Самая запоминающаяся охота была в Сибири. Кого там только нет! На сергиевопосадской земле такого изобилия не встретишь, а сейчас человек и вовсе оттесняет дичь и разное зверьё. Мы строим комфортные дома, прокладываем к ним дороги, покупаем вездеходный транспорт и снегоходы. Получается, заставляем живность уходить», — считает егерь.
Животный мир, по наблюдениям Евгения Юрьевича, за последние несколько лет сильно изменился. Если пару лет назад в сергиевопосадские леса нередко захаживали из соседних областей волки, то теперь это большая редкость. Бывает, заходят медведи, но очень нечасто. На кабана теперь охотиться нельзя, так как его мало. Рысь и вовсе под угрозой исчезновения — она внесена в Красную книгу Московской области. Не стало даже вездесущего зайца. «Зимой его гоняют на снегоходах, летом не дают покоя отдыхающие. Уходит заяц», — резюмирует инспектор.
Но вот кого действительно много, так это лис. Охотников, специализирующихся на этом виде меха, практически не осталось, вот и чувствуют себя рыжие вольготно. По словам Евгения Полякова, этих животных предписано отстреливать походя, как разносчиков бешенства.
Не так давно егерь выполнял заказ Сергиево-Посадской ветеринарной станции — отстреливал лисиц для специального мониторинга. Так специалисты определяют, не грозит ли округу вспышка этого страшного заболевания. А ещё в лесах, по наблюдениям охотника, очень много куниц и бобров. Последние, кстати, оказывают заметное влияние на водные артерии округа.
Свои позиции удерживают лоси: в обязанности внештатного егеря входят не только обход и проверка документов у охотников, но и подкормка живности. Места, где раскладывается соль или порубленные ветки осины, охотник-любитель держит в строгом секрете.
С пернатыми ситуация получше: водится вальдшнеп, тетерев, бекас, гаршнеп, дупель, коростель, перепёлка, куропатка, утка. Стоимость разрешения на отстрел пернатых колеблется от 600 до 900 рублей. В последнее время наши кряквы стали чаще болеть саркоцистозом — это когда в мускулатуре птицы заводятся паразиты, белые червячки. Вспышку заболевания Роспотребнадзор фиксировал в начале 2020 года в Тверской области, вероятно, оттуда хворь пришла и к нам. Плохо то, что саркоциты могут поражать оленей, кабанов, косуль, зайцев, уток, мелких грызунов. Может заразиться и человек. Очень нехорошая болезнь, с которой нужно держать ухо востро.
Тем не менее, несмотря на то что фауна скудеет, охотников прогуляться по лесу с ружьём меньше не становится. Сергиевопосадское общество охотников и рыболов объединяет сотни любителей.
Сроки продлили
Главным образом, изменения Правил охоты коснулись сроков. Например, весной на уток-селезней теперь разрешено охотиться не 10 дней, как раньше, а 30 дней. Правда, только с подсадными.
Продлили срок охоты на медведя — если раньше он заканчивался 30 ноября, то теперь ходить на него можно с 1 августа до 31 декабря. Охотникам разрешили оставаться ночью на земле. Напомним, что ранее они должны были находиться на вышках.
Поправки ужесточили правила безопасности. Теперь охотиться в тёмное время суток можно только в яркой одежде — допустим, оранжевого, красного или жёлтого цвета. На ней должны присутствовать светоотражатели. «Тёмным временем суток считается не только сама ночь, но и периоды за 60 минут до заката и после рассвета», — говорится в законе.
По словам Евгения Полякова, это важное изменение, так как в сезон охоты в наших лесах охотников больше, чем зайцев. Того гляди, подстрелят. Например, западные коллеги без яркого жилета со светоотражателями по лесам не гуляют — боятся.
Кстати, о пристрелке. Теперь проверять и пристреливать ружьё можно только на специальных стрельбищах или в охотугодьях, но только в сезон и с разрешительными документами. Ствол при этом должен быть направлен в воздух или в землю. Запрещается стрелять по взлетающей птице, если высота полёта ниже 2,5 метра. Видимо, чтобы снизить вероятность попадания в других людей.
Изменения значительно расширили и полномочия охотничьих инспекторов. Теперь они вправе потребовать разрядить и предъявить к осмотру ружьё, досмотреть вещи и транспорт. Отказать инспектору охотник не вправе, так как это может повлечь конфискацию.
С этого года запрещено использовать нарезное оружие при охоте на пернатых. Разрешены калибры 22 LR и 22 WMR и исключительно на рябчика, тетерева и глухаря (в сезон, конечно же). Более того, находиться в угодьях с таким оружием строго запрещено, это является грубым нарушением правил охоты. Использование калибров ограничено и для охоты на некоторых животных. Также нарушением теперь считается сам факт нахождения в угодьях с оружием, если его калибр не подходит под зверя или птицу, указанных в разрешении.
Евгения Николаева
Фото автора