Эту выставку Сергиево-Посадский музей-заповедник посвящает 80-летию со дня рождения Станислава Кирилловича Гончарова, представляя его живописные произведения 1960-х -1970-х годов, подаренные автором музею в 1997 году.
Станислав Кириллович Гончаров (1940-2003)–живописец, поэт, мыслитель. «Он – не художник, писавший стихи, и не поэт, писавший картины». Он был Творцом. Живопись и поэзия в его творчестве –нераздельны.
Родился Станислав Гончаров в 1940 г. в небольшом городке Коммунарске (ныне Алчевск) Луганской области на Украине. Ранний этап его творческой биографии был связан сначала с Ростовом-на-Дону, где Гончаров окончил Художественное училище им.Грекова, затем со Ставрополем и Минском, где он преподавал в детских художественных школах. Его первыми учителями в искусстве были Т.Ф.Теряеви и Г.П.Михайлов, прошедшие, в свою очередь, школу М.С.Сарьяна и К.С. Петрова-Водкина.Таким образом, одним из истоков творчества С.К.Гончарова явилась традиция русского искусства первой трети ХХ века.
С юностью художника счастливо совпал период «оттепели».Его увлекли публикации об искусстве разных европейских школ, показы выставок прежде «запретной» живописи. Немалую роль в формировании эстетических и мировоззренческих позиций Гончарова сыграло творческое общение с кругом московских художников, во многом определявших лицо искусства 1960-х годов (представлявших «суровый стиль» и «неофициальное искусство»): Гурием Захаровым, Дмитрием Жилинским, Эрнстом Неизвестным, Андреем Гончаровым. А.Гончаров, Д. Жилинский и И.Сандырев дали С.Гончарову свои рекомендации в Союз художников, куда он был принят в 1974году .
С 1974 года Станислав Кириллович жил в Загорске – Сергиевом Посаде, работал в Загорской художественно-производственной мастерской. Он был участником многих выставок в стране и за рубежом. Его персональные выставки неоднократно устраивались в Сергиевом Посаде и Москве.
Произведения С.К. Гончарова находятся в Ставропольском краевом художественном музее, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Краеведческом музее г. Пушкино (Московская обл.), в галереях и частных коллекциях России и за рубежом.
Станислав Гончаров был «младшим современником лидеров неофициального искусства шестидесятых». Его творчеству свойственно тяготение к метафоре, символу; оно «насквозь метафорично, и это требует от зрителя навыка небуквального восприятия», соразмышления с автором.
Исключительную роль играют в произведениях Гончарова автобиографические моменты. Станислав Кириллович не только писал многочисленные автопортреты и портреты своей музы-жены Татьяны, нои активно вводил автопортрет в тематические композиции. Это была своеобразная форма лирического монолога автора.
Если же попытаться охарактеризовать творческий путь художника С.К. Гончарова в целом, то можно сказать, что с периода «оттепели» 60-х годов он пролегал «в русле авангардного крыла «семидесятников» и в последние десятилетия завершился созданием зрелых по мастерству и содержанию произведений живописи.
…По прошествии времени становится очевидно, что Станислав Гончаров принадлежит к числу тех художников, которых, раньше называли нонконформистами и которые сейчас являются яркими, знаковыми фигурами в современном искусстве.