Уже три года власти Хотькова активно осваивают новые коммунальные модели совместно с правительством Московской области. Поэтому новость о том, что город продолжает совершенствовать систему коммунальных взаиморасчётов и начинает сотрудничать с крупным расчётным центром Мосэнергосбыта, заинтересовала многих. Один из залов Культурно-досугового центра “Юбилейный” собрал в день презентации коммунального проекта аншлаг. Многие пришли, чтобы узнать подробности начинания из первых рук — от мэра Хотькова Риты Тихомировой и директора службы по работе с клиентами Московской области Мосэнергосбыта Александра Сычкова.
Руководителя города интерес жителей порадовал. Рита Тихомирова подчеркнула, что любая значительная коммунальная программа в городе начинается с широкого обсуждения. Перед нынешней встречей тоже советовались с горожанами. С одобрения городского актива три года назад хотьковская система водоснабжения вошла в структуру областного Водоканала. После чего в городе провели замену в системе водоснабжения в таком объёме, с которым без поддержки Хотьково бы не справилось.
Советовались с жителями, когда получили предложение областного правительства воспользоваться для коммунальных расчётов областным РКЦ “Управление домами” при министерстве ЖКХ и строительного комплекса. Спустя время мэр города отмечала очевидную выгоду от прозрачности коммунальных взаиморасчётов и централизации сборов за коммунальные услуги. Сама в прошлом опытный коммунальщик, Рита Тихомирова считает большим плюсом для города то, что существующий областной РКЦ вольётся в структуру ещё более мощного расчётного центра на базе Мосэнергосбыта. И прогнозирует, что такое партнёрство поможет продолжить модернизацию ЖКХ. А задач у городского коммунального комплекса много. Предстоит обновлять сети, строить капитальные объекты ЖКХ.
Рита Тихомирова говорила, что город ни разу не допустил сбоя в отопительный сезон, никогда не было здесь фактов появления двойных и тройных квитанций. Прозрачность коммунальных потоков и максимальную собираемость платежей мэр назвала главным ресурсом коммунальных реформ.
Директора клиентской службы Мосэнергосбыта Александра Сычкова подробно расспрашивали о новой методике расчётов. Он подтвердил, что уже в ноябре горожане получат по две новые цветные квитанции. Одну на оплату электроэнергии, другую — за весь набор коммунальных услуг. Оплатить квитанцию можно будет в расчётных центрах на улицах Черняховского, дом 8 и Горжовицкая, дом 3. Жителям обещали установить большую сеть терминалов для беспроцентного расчёта за коммунальные услуги. Первые точки появятся на железнодорожной станции и в торговом центре напротив здания городской администрации.
“А в дальнем посёлке Север будет терминал?” — спрашивали жители. Конечно, заверили в РКЦ, уже известно, что автомат будет установлен в местном ДК. Мэр добавила, что по просьбам горожан расчётные центры не будут размещать в жилых домах, чтобы не тревожить жильцов. Новый оператор единого коммунального платежа берёт на себя переговоры с Почтой России о беспроцентном для жителей приёме платежей. Со Сбербанком консультации продолжаются уже три месяца, здесь процедура соглашения довольно длительная. Но в городской администрации и Мосэнергосбыте уверены, что у жителей и без того будет много возможностей рассчитаться за коммунальные услуги, включая электронные платежи, не выходя из дома.
Пенсионеры беспокоились, что к сроку коммунального платежа 10-го числа каждого месяца не успеют получить пенсию. Так поневоле окажешься в числе получателей дополнительной квитанции на пени за просрочку платежа. Клиентская служба Мосэнергосбыта успокоила: есть компьютерная программа, которая позволяет корректировать в отдельных случаях сроки оплаты. Достаточно обратиться в РКЦ с заявлением, и срок расчёта будет отодвинут.
Спрашивали, как Мосэнергосбыт рассчитывает платежи за электроэнергию, рассылая клиентам уже заполненные квитанции? Выяснилось, что из оплаты за предыдущие 11 месяцев выводят среднюю плату за день и выводят по числу дней сумму платежа за месяц. Если цифры в полученной платёжке существенно отличаются от показаний счётчика, надо довести до оператора реальный расход электроэнергии, можно и по телефону. Будут сделаны корректировки в счетах.
А вот платить вперёд не советуют. Компьютер расценит это как большой перерасход в одном месяце и просроченные платежи в следующий период. И выставит пени, разумеется. Пока над соответствующей программой работают, электронного счетовода просят не путать.
Жителей интересовало, что будут делать городские власти и новый оператор с должниками за свет и коммунальные услуги. Их в городе порядка
5-6 %. Рита Тихомирова сказала, что по оценкам специалистов, из этой категории только 0,5 % действительно в трудной ситуации и нуждаются в рассрочке платежей. У остальных веских оснований для задержки квартплаты нет, и к этим “забывчивым” жильцам будет применяться весь комплекс мер, в том числе и жёстких.
Оператор, который появился в Хотькове, опытом такой работы располагает. По мнению мэра, это ещё один веский аргумент для сотрудничества с новым РКЦ. В службе работы с клиентами говорят, что обычно процентам двенадцати от всех должников достаточно телефонного напоминания, и долги тут же закрывают. А самых упорных неплательщиков убеждают при помощи такого эффективного метода, как отключение электричества и других коммунальных благ. В некоторых случаях возможно переселение в менее комфортное жильё.
На вопрос о грядущих социальных нормах на электроэнергию в Мосэнергосбыте прямого ответа не дают, хотя подтверждают, что такие расчёты в регионе сделаны. Энергетики лишь сообщили, что
70 процентов потребителей области в эти рамки уложатся и доплачивать за сверхнормативное потребление не придётся. К примеру, если семья из двух прописанных человек расходует в месяц порядка 200 киловатт, то в подмосковную социальную норму это уложится с запасом.
Светлана АНИКИЕНКО
Иван ЮДЕНКОВ, заместитель главы районной администрации по вопросам ЖКХ:
— В Хотькове опыт централизованного сбора платежей населения через областной РКЦ себя зарекомендовал. Власти поселения результатом партнёрства довольны и намерены продолжать сотрудничество. Теперь коммунальными взаиморасчётами будет заниматься расчётный центр Мосэнергосбыта, в который вошёл РКЦ “Управление домами”.
В нескольких городах и районах области такой опыт уже применяется, и достаточно успешно. Но только сами поселения решают, переходить ли им на такую систему сбора платежей. Пока неизвестно, последуют ли опыту Хотькова другие поселения. Но у жителей теперь есть информация, и они вправе выдвигать свои условия властям поселения и управляющим компаниям. По большому счёту, всем очевидно, что консолидированный РКЦ необходим и только такой формат взаиморасчётов обеспечивает справедливое расщепление коммунальных платежей. Ведомственные кассы чёткого представления о движении коммунальных средств не дают.