Девятиклассники из школы № 28 собрались на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву для того, чтобы принять участие в особенном мастер-классе. Казалось бы, кто из юных местных жителей не знает ответа на вопрос «Как рождается богородская игрушка?» Но всё оказалось не так однозначно.
Ребятам предложили не заняться резьбой по дереву или покрыть лаком уже созданную заготовку, а подойти к проблеме с другой стороны — с точки зрения читательской, математической и естественно-научной грамотности. По словам директора школы № 28 Елены Дикун, все эти компетенции составляют так называемую функциональную грамотность школьников — то есть умение применять знания, полученные на уроках, в реальной жизни.
«В рамках проходящей сейчас недели функциональной грамотности наши девятиклассники пришли на Богородскую фабрику, чтобы не только ещё раз познакомиться с промыслом, но и решить ряд задач по функциональной грамотности, — поясняет Елена Ивановна. — В этом им помогают учителя математики, биологии, русского языка и сотрудники предприятия. Развитие функциональной грамотности — задача, которую школы области и страны решают не первый год. Для этого существуют и специальные упражнения на уроках, и внеурочная деятельность, и интернет-платформа на базе школьного портала, и печатные рабочие тетради. Но именно в практическую плоскость — на предприятие — наши ребята вышли впервые».
Первым делом девятиклассники принялись рассматривать спил липы, чтобы понять, сгодится ли древесина, чтобы вырезать из неё игрушку. По внешнему виду и по количеству годовых колец определили, зрелая она или молодая, качественная или с дефектами. Затем стали рассчитывать себестоимость изделия. Во сколько обходится сырьё, сколько времени на изготовление игрушки требуется мастеру и какую он при этом получает зарплату. А ещё про коммунальные платежи и аренду помещения не стоит забывать. Вполне себе насущные проблемы.
Проявить свою креативность школьникам удалось, пока они придумывали для игрушек новые названия. А ещё продемонстрировать журналистские способности — вынести три тезиса, которые они обязательно использовали бы при написании статьи про богородский промысел. Статью написать тоже придётся, но уже в качестве домашнего задания. Такие занятия не только помогают опробовать полученную на уроках теорию на практике. Ко всему прочему они выступают в роли своеобразного теста на профориентацию.
Елена БАДАЛЯН