В округе начались публичные слушания по проекту Генерального плана. Первыми 5 декабря в режиме видеоконференции к дискуссии приступили жители Хотькова. Следом, 15 декабря, онлайн обсуждения пройдут в Пересвете, а 19 декабря — в Сергиевом Посаде.
У каждого жителя есть возможность выразить своё мнение и повлиять на формирование стратегии развития нашего округа. То, что власти не так давно представляли нам как концепцию, сейчас обретает конкретный вид. Каким планам суждено сбыться уже в следующем году, а что придётся отложить на время, нам рассказал депутат Госдумы Сергей Пахомов.
— Самая одиозная идея, которую нам представляли, — это пешеходный центр без машин, только для отдыха. От неё не отказались?
— Эту идею невозможно отставить в сторону, так как это самое логичное развитие событий. Напомню, когда мы говорим об исторической части города, то имеем ввиду 435 га малоэтажного Сергиев Посада от Воробьёвки до перекрёстка с Новоугличским шоссе и от Кировки до Черниговского скита. Это то, что нам надо сохранить и развивать с пешеходным приоритетом. Но это не значит, что там вообще не должно остаться машин, там просто не должно быть лишнего транспорта. Естественно, самый центр непосредственно перед Лаврой необходимо освободить от автомобильного движения максимально, но не в ущерб тем, кто там живёт или работает. Сегодня удачные примеры таких транспортных модернизаций городских пространств в мире есть, и те компании, которые это уже удачно реализовывали, сделали для нас похожие проработки.
Если говорить в целом об историческом центре города, то мы дальше не можем позволить себе жить в ситуации, когда туристы буквально давят своим присутствием на город. И чем больше их будет, тем некомфортнее будет нам, местным жителям. А в какой-то момент бизнес скупит в центре все частные дома, перестроит их в отели и тогда нам с вами станет совсем грустно. Отказаться от туристов мы не можем, а их количество, несомненно, будет только расти, поэтому мы должны грамотно планировать такое сосуществование и делать его в будущем комфортным для всех.
Так или иначе, город должен развиваться и делать это, не только уплотняя существующие застройки, но и расти по периметру. Именно для этого мы построили Западный объезд, дав такую возможность Сергиеву Посаду на годы вперёд. Но и про возможности реновации таких территорий, как, например, старая Кирпичка, мы тоже не должны забывать.
Что касается проекта «медленного города», работа идёт, но он настолько масштабный, что документально его оформить очень непросто, это гигантское количество текущей чиновничьей работы. Мы этим вопросом занимаемся, и как только появится уверенность, что проект запускается в полной мере, сразу начнём выбирать из него важные части и открыто обсуждать их с жителями.
— Судя по Генеральному плану, глобальные перемены коснутся нескольких микрорайонов — Звёздочки, Рабочки и Скобянки, по территориям которых пройдёт Восточный объезд.
— Да. Но этим территориям нужны перемены. Два из этих трёх микрорайонов, по сути, отрезаны от остального города железной дорогой и неудобным переездом. Уверен, мы должны сделать всё возможное, что бы это разделение убрать. Восточный объезд должен строиться с внешней стороны железнодорожных путей и задуман как дублёр проспекта Красной Армии. Более того, тоннели на улицах Вифанская, Воробьёвская и Бероунская свяжут обе части города воедино. Такая стройка — это, конечно, очень большие средства, они могут быть выделены только в рамках работы над масштабным проектом реконструкции, связанным не только с городом, но и с какой-то государственной задачей. Да, у нас есть возможность получить часть средств уже сейчас, войдя в госпрограмму по строительству тоннеля в районе бывшего завода № 6, и мы ей воспользуемся. Но когда концепция Восточного объезда будет реализована полностью, она заиграет по-новому и позволит Звёздочке, Скобянке и Рабочке реально повысить комфортность проживания.
Если говорить в целом о Концепции развития города, то, конечно же, это не проект развития исторической части, это не про территорию вокруг Лавры, это про весь город. Кстати, 80 % этой Концепции посвящено развитию остальной части города, приведению в порядок системы ЖКХ и транспортной инфраструктуры, безопасности и т. д., а историческая часть просто освобождается от лишних потоков транспорта, приводится в порядок и остаётся для отдыха местным жителям и тем, кто приедет в Сергиев Посад в гости.
— Люди опасаются безапелляционных решений, могут ли жители повлиять на мнение архитекторов?
— Наверно, некоторые технические вопросы мы можем позволить себе решить без жителей, но только технические. Например, где строить очистные сооружения. Напомню, у нашего «Водоканала» их, по сути, уже нет, это потенциальная экологическая катастрофа. О новых очистных сооружениях город мечтал последние лет тридцать, а сейчас это уже реальность сегодняшнего дня. Их строительство включено в федеральную госпрограмму. Место, объём, средства — определены. Проект готов, прошёл все согласования и скоро начнётся стройка.
Возвращаюсь к вашему вопросу. Конечно, большинство планируемых решений по развитию города требует публичного обсуждения с жителями. Пусть предложившие их специалисты попробуют доказать, почему, например, дорогу нужно вести так, а не иначе, где будут пешеходы, а где машины, в какой цвет красить фасады и т. д. Поэтому, как только будет дан старт началу работы по реализации Концепции, на публичных слушаниях мы сразу начнём рассматривать предложения, представленные специалистами-урбанистами. Нам необходимо успеть сделать это до начала конкретного проектирования, но времени будет достаточно.
Можно ли будет что-то поменять? Конечно. Лишь одно скорей всего останется незыблемым — город должен развиваться по периметру, а исторический центр максимально сохранит свою привлекательность для отдыха. Сразу отвечу на вопрос о возможном массовом переселении жителей из центра — этого не будет и никогда не планировалось. В предложенной Концепции переезжают только чиновники. Основная идея этого проекта — жизнь на всей территории города должна стать такой же комфортной, как в его центральной части. Уверен, в последнем утверждении нет сомнений даже у тех, кто пока в целом весьма осторожно относится к этому проекту.
Оксана Перевозникова
Фото Дамира Шавалеева и Сергея Семенькова