Лаконичные резные доски с яркими вспышками цвета, японские фигурки нэцкэ, прижившиеся на абрамцевской почве, или керамика, которая не вписывается в интерьер, а диктует ему, каким быть — вот такие работы победили на «Осеннем салоне» 2021 года, и это не полный список.
Выставка всего лучшего из того, что местные авторы сделали за три последних года, подвела итоги, но не заканчивается. Ещё есть месяц, чтобы увидеть эти и другие произведения в главном корпусе Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Олег Саломакин получил диплом «Выбор зрителя» за свои миниатюры из кости. Разобрать детали некоторых его нэцкэ на витрине можно только через увеличительное стекло, и оно предусмотрительно установлено здесь же. Рыбы, эпические персонажи, деревья, орнаменты и другие работы побили все предыдущие почти тридцатилетние рекорды в номинации, где голосуют посетители выставки — как серьёзно погружённые в искусство, так и случайные посетители, оказавшиеся в музее, возможно, в первый раз.
Керамист абрамцевской школы Екатерина Базлова сделала несколько новаторских работ в глине — материале, который, казалось бы, даже в силу своих древних корней обязывает к строгому следованию канонам. Её работы, от вдохновлённых христианской тематикой до декоративных, принесли диплом в специальной номинации «Выбор арт-салона „Галерея Леже“»
Коллега-абрамцевец, керамист Алексей Илларионов, получил специальный приз от группы компаний МРМ, сергиевопосадского дистрибьютора профессиональных материалов для художников. Его работы три года назад уже называли своими любимыми посетители «Салона», и его почерк по-прежнему узнаваем: в этих фигурах находится место противоположным образам: и трубящим ангелам, и промышленным предприятиям, и сосредоточенным лицам.
Сертификат на 15 тысяч рублей прилагался к третьей премии — и снова за призом вышел Олег Саломакин, единственный автор в Сергиевом Посаде и окрестностях, работающий с нэцкэ. «Моя задача, — сказал он после выставки в небольшом интервью, — остаться в изначальной технике, не пересекаться по духу с японскими мастерами, заложившими основы стиля».
Второй приз и сертификат на 20 тысяч рублей получила керамист Анна Андрианова. Возможно, её навыки реставратора — а это ещё одна её ипостасть — позволяют чувствовать керамику интуитивно. И заострённые наконечники, и фигура обезглавленной шотландской правительницы — самая спорная работа нынешнего «Салона» наряду с капканами в роли арт-объектов Алексея Горбунова — сделали своё дело.
Первый приз и сертификат на 30 тысяч рублей достался человеку, чью победу с самого начала предсказывали многие. Прикладник, график и фотолетописец родного АХПУ Олег Данилов повторил успех 2018 года, когда «Салон» был покорён его аскетичными деревянными скульптурами святых. На этот раз он перевёл содержание в плоскость резной доски, и снова оказался впереди.
Впрочем, расстановка сил на плоскости — слишком условное понятие для такой выставки, где разнообразие стилей и почерков дают каждому посетителю выбрать своего личного героя. И не одной керамикой живёт этот «Салон», где собраны одни из лучших образцов местных матрёшек, украшений, богородской игрушки, батика, скульптуры.
«Осенний салон» — стопроцентно сергиевопосадский продукт, даже в своих деталях. Церемонию награждения ведущий Сергей Колбасов начал со стихов поэта Галины Бахаревой, а настроение создавал пианист Александр Миронов.
Выставка открыта до 20 января.
Владимир КРЮЧЕВ
Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ и СПГИХМЗ