Пройти мимо мастерской скульптора по металлу Дениса Коротаева просто невозможно, потому что уже на входе вы упираетесь взглядом в гигантскую ржавую голову. Сквозь ажурную металлическую вязь просвечивает ландшафт. Если бы голова умела говорить, она бы рассказала много интересного про своего творца. Но она молчит, а мы сделали это за неё.
— По специальности вы художник-монументалист, как вы пришли к скульптуре по металлу?
— Я просто выбрал для себя такую стилистику и стал пробовать её в разных подвижных материалах. Изначально полигональная скульптура выполняется из бумаги. Поэтому я тоже начинал с неё, потом перешёл на картон, фанеру. Первые полигональные фигуры, сделанные из фанеры, я выставил на фестивале, который проводился на дизайн-заводе «Флакон». Специально для выставки за три дня создал две большие фигуры птиц в полигональном стиле.
— Ваших птиц в арт-сообществе оценили?
— Да, меня заметили, стали поступать заказы с более сложными задачами. Скульптура должна была быть всепогодной, вандалоустойчивой, часто зеркальной. Я сначала пробовал делать какие-то прочные каркасы, но в итоге пришёл к изготовлению основы из металла и облицовывал либо зеркальными листами, либо цветным пластиком. Два года подряд для украшения Тверской улицы в Москве на Новый год наша мастерская изготавливала фигуры из металла, покрытые зеркальными и цветными панелями. Они могли прослужить и два года, но облицовочный материал меня не устраивал. Так я дошёл до нержавеющей стали. Был заказ на арт-объекты для ландшафтного парка «Митино», серия фигур — волк, лиса и медведь. Я их делал из зеркальной нержавейки. Это был мой первый опыт из нержавейки, я тогда понял, что это идеальный материал для тех задач, которые стоят.
— Чем хороша нержавейка для скульптур?
— Металл не царапается, прочный. Если сравнивать по количеству трудозатрат, стоимости, то выходит примерно одинаково, как сделать металлический каркас и оклеить его пластиком, но его можно повредить, а нержавейку — нет. Она не боится влаги, всепогодная, прочная, на неё можно забираться. По поводу последнего, сперва я делал фигуры толщиной стали в 1 мм, но потом понял, что нужно брать 1,5-2 мм, чтобы можно было по ним прыгать. Люди воспринимают мои скульптуры не как арт-объекты, а как некий аттракцион. Первые три фигуры в парке «Митино» от этого как раз частично пострадали. Поэтому следующие свои изделия я стал делать из толстой стали.
— Для скульптуры гигантской головы, которая стоит возле вашей мастерской, вы выбрали не совсем типичный материал, внешне напоминающий ржавчину.
— Да, впервые я его использовал в Ханты-Мансийске в посёлке Белоярский, где мне заказали сразу семь фигур и попросили в качестве материала взять кортен. Это тоже сталь, производится в Швеции, специально состаренная, выглядит, как ржавая, но не подвержена коррозии, не разрушается. Сейчас очень модно использовать этот материал, он отлично сочетается с природными фактурами — деревом, зеленью, камнем.
Кортен — популярный при создании арт-объектов вид «состаренной», но устойчивой к коррозии стали
— Создание скульптуры — это для вас каждый раз эксперимент, ведь нет никакого шаблона, по которому вы бы делали?
— Очень редко бывает, когда фигуры переходят из проекта в проект. Каждый заказ, как правило, индивидуальная разработка, от дизайна до исполнения. На данный момент мы используем три технологии — кортен, нержавеющую сталь и обычную сталь в покраске. Последнее, конечно, мало напоминает скульптуру, но есть задача, чтобы было ярко. Как раз сейчас я делаю под заказ фигуру по мотивам работ популярного художника Дмитрия Аске для отеля «Азимут» в Переславле-Залесском. Это цветная скульптура — девушка с кольцом, прообраз богини, которая держит в руках Золотое кольцо России.
— Вы делали полигональные скульптуры и для Сергиева Посада. Где можно увидеть ваши работы?
— Для «Скитских прудов» я делал новогодние фигуры, которые три или четыре года ставили в парке, сейчас они, конечно, «подуставшие». Это была серия металлических световых фигур — медведь, кролик, белка, волк и лиса. Я специально не отслеживаю, но периодически по хештегам вижу фотографии с ними. Собственно, такие арт-объекты и нужны для интересных снимков и фото.
— Какую из своих работ вы считаете знаковой, как для художника?
— Последнее время ко мне стали приходить заказы на авторские проекты. Например, в этом году юбилей полёта человека в космос, и для входной зоны Звёздного городка мы изготавливали монументальную скульптуру в виде глобуса, а уже в самом городке делали арт-объект — прообраз Гагарина, стилизация современного космонавта, с подсветкой. Сейчас такого же Гагарина из зеркальной нержавейки, только гораздо большей высотой в пять метров, мне заказали для частного лица в Америку. Я особо не стремлюсь продвигать свои работы за границу, скорее это исключение из правил. До этого мои работы, декоративные фигуры, за рубеж возили только в Германию и Японию.
К юбилею первого полёта человека в космос фигуру Гагарина установили в Звёздном городке
— Есть скульпторы, в чьём творчестве вы черпаете вдохновение?
— Есть такой французский скульптор Ричард Орлински. Я посмотрел его работы, мне очень понравилось, они стоят во Франции, в Париже и на курорте Куршавель, а также в Америке, в Нью-Йорке. Но он работает в пластике, грубо говоря, у него всё это окрашенный пенопласт. Да, красиво, эффектно, но материал меня не устроил. Ещё нравится скульптор Арран Грегори.
— Сейчас в Сергиевом Посаде активно благоустраиваются общественные пространства, хотелось бы творчески поучаствовать, например, в благоустройстве Келарской набережной?
— Если будет запрос, будет и предложение. Но надо понимать, впишутся ли мои работы в контекст проекта. И впишутся ли они в сознание людей, это тоже вопрос, потому что, когда они видят кортеновую фигуру, часто спрашивают: «У вас денег не хватило покрасить?» Не каждый готов воспринять эстетику, для них это какой-то дефект.
Полигональные скульптуры состоят из множества соединённых многоугольников (полигонов)
Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА
Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ