Сергиев.ru

Нужны ли деревням автолавки?

Нужны ли деревням автолавки?

Прилавки ломятся от изобилия товаров, ассортимент продуктов в современных супермаркетах может удивить самого взыскательного покупателя. Однако чем дальше от цивилизации, тем выбор скромней. А в самых отдалённых уголках нашего округа и вовсе нет ни одной торговой точки, где бы жители могли купить скромный продуктовый набор — хлеб, крупы, молочку и колбасные изделия. И тут хорошим решением могли бы стать автолавки. Насколько выездная торговля востребована в округе, мы поинтересовались в нескольких деревнях и малых населённых пунктах, где нет сельпо.

Конечно, Сергиево­-Посадский округ глубинкой не назовёшь, всё же столичный регион марку держит. Но даже у нас найдётся несколько десятков деревень, где автолавки были бы для людей хорошим подспорьем.

Примерно так рассуждали мы, однако в первой же деревне Чарково нас в этом разуверили. «Здесь все с машинами, так что с доставкой продуктов проблем нет», — рассказал староста Михаил Самарин. Чарково хоть и называется деревней, расположено в черте Сергиева Посада, сразу за садово-­товарищескими хозяйствами в Афанасове. Но преимущества этот статус жителям не дал. Как отапливали дома дровами, так и топят. Как ходили в ближайший супермаркет «Пятёрочка» за 2,5 километра, так и ходят по укреплённой битым кирпичом и гравием грунтовке. Пару лет назад деревенские предприниматели пробовали внедрить у себя благо цивилизации — частный ларёк, но ожидаемого оборота торговля не дала, пришлось лавочку прикрыть. Впрочем, данный факт местных не печалит, лучше бы дорогу заасфальтировали, мечтают чарковцы.

Следующим нашим пунктом стала деревня Подсосино, которая находится в 1,5 километрах от Ярославского шоссе и в 2 километрах от посёлка Лоза. Место это известно старинным Успенским храмом. В деревне 45 домов, из них только в десяти проживают круглогодично. С премудростями продуктовых закупок нас познакомила местная жительница Любовь Алексеевна. Оказалось, что каждый понедельник и четверг в Подсосино приезжает выездная палатка. Привозит всё необходимое — хлеб, молоко, сливочное и растительное масло, крупы, конфеты и пряники к чаю. Бойкой торговлю не назовёшь, приходят каждый раз 6­-7 человек, зато покупатель у точки стабильный.

«Дороговато, конечно, но парень же на себя работает, дешевле ему нельзя», — оправдывает лавочника Любовь Алексеевна. Да и что греха таить, без палатки деревенским было бы нелегко, до ближнего продуктового магазина в Лозе 2 километра, это если по тропе напрямки, а по дороге и того больше.

В двух километрах от Подсосина находится ещё один населённый пункт, обделённый сельпо, с чудесным названием Зелёный бор. Ехать туда пришлось по дороге из бетонных плит, которая упирается в барачного типа двухэтажки, по чьей-­то нелепой прихоти появившиеся в лесном массиве. По заставленной машинами парковке сразу понятно, что местные в булочную пешком не ходят, используют личный автотранспорт. Наши догадки подтвердил хозяин одной из авто: «Свой ларёк нам тут не нужен. При желании не так далеко доехать до ближайшего посёлка Ситники, где есть магазин «Продукты». В Лозе тоже много магазинов и супермаркетов».

Похоже, что автолавки отживают свой век: нет спроса, не будет и предложения. Насколько актуальна сегодня выездная торговля, мы решили поинтересоваться в отделе потребительского рынка и поддержки предпринимательства администрации округа, который даёт разрешение на этот вид деятельности.

Как нам рассказали, два года назад в районе действовала программа «Корзинка» по выездной торговле в отдалённых населённых пунктах. Однако такой бизнес для торговцев оказался нерентабельным. Роковую роль в этом сыграли и сетевики, которые вытеснили с рынка большинство «сельпошных» магазинов. Люди охотнее закупаются в супермаркетах, чем в автолавках, где меньше ассортимент и выше цены. Поэтому, когда на электронной площадке был объявлен аукцион на право выездной торговли, никто из предпринимателей на него не заявился. Так что можно считать, что официально автолавок на территории округа сегодня нет.

Хотя запросы организовать торговые точки поближе к дому от жителей деревень и членов СНТ в администрацию изредка всё же поступают. Не так давно в отдел потребительского рынка обратились жители СНТ «Красная Сторожка», просили открыть у них небольшой магазин. Закон это позволяет, но есть один досадный нюанс: торговая точка должна располагаться на земле, имеющей соответствующее назначение, то есть числиться под магазин, а не под грядки. Связываться с переводом земли никто не хочет. И вопрос до сих пор не решён.

Оксана Перевозникова Фото Сергея Семенькова

 

СПРАВКА

Нормативно ­ правовая база

Основные документы, содержащие информацию для владельцев фургонов­автолавок и регулирующие их деятельность:

— Постановление № 23 «О введении в действие санитарных правил» Главного государственного санитарного врача от 7 сентября 2001 года.

— ГОСТ Р 51773­2009, «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».

ФЗ о 28 декабря 2009 года № 381­ФЗ.

— Постановление Правительства «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров..» от 19.01.1998 г.

— ГОСТ Р 51303­2013, «Торговля».

В этих документах содержатся юридические детали и требования к осуществлению торговой деятельности в целом и выездной — в частности. Согласно приведённой классификации, автолавка является нестационарным объектом, а продажа определяется как развозная. В связи с чем, кроме стандартных санитарных, пожарных и некоторых других норм, существуют и специфичные требования к прицепам­магазинам, которым необходимо соответствовать.

Требования  к автолавкам

Основные нюансы, которые необходимо учесть, разворачивая выездную торговую деятельность:

1. Место распространения товаров. Возможность не быть привязанным к конкретной территории — одно из главных преимуществ автофургонов. Однако остановиться в любом понравившемся месте тоже не получится. Необходимо согласовать размещение на выбранном участке с администрацией округа.

2. Товарно­транспортная накладная обязательно должна присутствовать на объектах выездной продажи любых типов продукции.

3 Разрешение СЭС. Необходимо позаботиться о том, чтобы соответствующая инстанция подтвердила безопасность использования фургона в торговых целях.

4. Сертификаты на продукцию. Это один из наиболее значимых моментов, без которых продажи будут невозможны. На ряд товаров необходимо иметь сертификат соответствия, а также декларацию, подтверждающую, что продукция соответствует нормам.

За соблюдение санитарных и противопожарных норм отвечает не только владелец фургона­автолавки, но и его производители.

Фото @ Сергиев.ru