Вечером 27 ноября на концерте во Дворце культуры за дирижёрский пульт встал новый человек — после 15 лет, что муниципальный оркестр провёл под музыкальным руководством Владислава Кадерского, в коллектив пришёл Игорь Кантюков. Первое выступление в новом сезоне посвящают памяти маэстро, ушедшего летом.
Прозвучали сочинения, которые написал Владислав Кадерский, а на финал приготовили музыку из кино, и это не случайно, поскольку Игорь Кантюков связан с кинематографом — как автор музыки к фильмам, аранжировщик и дирижёр оркестров на больших советских киностудиях.
Игорь Кантюков не из музыкальной семьи, если не считать, что в их доме в Туле музицировали для души. Готовился к судьбе художника, собирался поступать в Суриковское училище, но планы изменились — в родном городе окончил училище им. А. Даргомыжского по классу баяна, и с этого момента вся его жизнь оказалась связанной со сценой.
Он работал со звёздами советского оркестрового джаза — Эдди Рознером, Анатолием Кроллом, Олегом Лундстремом, Георгием Гараняном и другими.
Написал музыку к шести десяткам лент, включая «Военнополевой роман», «Чёрную Стрелу», «Перехват», «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго» и другим. Делал аранжировки к десяткам фильмов — первым, для которого он составил букет музыкальных партий, стал «Москва слезам не верит», а затем «Любовь и голуби», «Цыган», «Возвращение Будулая», «Анкор, ещё анкор!»...
По-прежнему играет в джазовых ансамблях на контрабасе, при этом умеет переключаться с одного жанра на другой: это Игорь Кантюков писал программы для «Ногу свело», «Наутилуса Помпилиуса», Иосифа Кобзона, Надежды Бабкиной и других эстрадных исполнителей.
Интервью было записано накануне концерта.
***
— В оркестре говорят, что у вас есть присказка после каждой удачно сыгранной партии —« Снято!»
— Да, только не «Снято», а «Записано». Я работал на «Мелодии», на «Мосфильме», и мы обычно так говорили, когда сыграем хорошо. Записано, идём дальше! Это как знак качества.
— Вы работали в кино. Означает ли это, что в репертуаре оркестра появится больше киномузыки?
— Со временем, да, но сейчас мы были заняты концертом в память о предыдущем руководителе. Мы лично с ним близко не пересекались, но у нас были очень хорошие рабочие отношения. На концерте в среду сыграем и его музыку, и классические произведения, поскольку память не может быть, скажем так, бесшабашной. Хотя и в этой программе прозвучит музыка кино, я предложил на финал взять песню из «Обыкновенного чуда». Помните? (напевает — В. К.)
— Какие ваши первые впечатления от работы с нашим оркестром?
— Больше всего меня удивили солисты. Один другого лучше, откуда взялось такое чудо?! Трое с классическими по сути голосами, Светлана Артемьева прекрасно поёт джаз. Красивый тембр у Юрия Антонова, и мы ещё раскроем его в сольном концерте в этом году. Музыканты звучат хорошо, с некоторыми мы были знакомы. И ещё здесь в идеальном порядке нотная библиотека, всё по полочкам. Нет такого, как в оркестрах в прежнее время, этой безалаберности.
— Была хорошая практика, когда оркестр выступал на городских улицах. Думаете возобновить?
— Да, так и будет. Кроме концертной работы у оркестра есть и городские выступления, и репертуар для таких мероприятий свой.
— Сами как контрабасист продолжаете играть?
— Да, но сейчас уже редко, а так иногда играю в клубе «Эссе». Но там концерты по вторникам, и заканчиваются они поздно, а в среду в 10 утра репетиция в Сергиевом Посаде.
— В одном интервью вы говорили, что джаз был интересен, когда его запрещали. А сейчас?
— Дело не только в джазе. Можно ли было, скажем, купить книгу Гумилёва в советское время? Или «Архипелаг ГУЛАГ»? Нет! Помню, я «Архипелаг» как-то взял у Говорухина в Одессе, вёз в Москву, и меня с ним чуть не арестовали...
— У Говорухина?
— Да, мы делали фильм «В поисках капитана Гранта» на Одесской киностудии. Я увидел эту книгу у него дома, собирался уже лететь в Москву и попросил взять в дорогу почитать. Он предупредил — смотри, говорит, аккуратней с ней. Я положил книгу в кейс, а в аэропорту проверка. Откройте, что у вас там? Да ничего, отвечаю, книжку вот купил на рынке за пять рублей. Что за книжка? Хорошо, что на титульном листе было написано «Бабель. Конармия», хотя внутри на самом деле был «Архипелаг». Они по диагонали пролистали, и счастье, что слово «ГУЛАГ» не встретилось. Абдулов когда узнал, за голову схватился. Была даже мысль, пока летим в самолёте, книгу быстренько порвать. А вдруг нас в Москве встречают? Так вот с музыкой то же самое — когда нельзя, всё хочется.
— Вы не раз тепло отзывались об Андрее Яковлевиче Эшпае. С кем ещё в мире музыки дружили и дружите?
— У нас хорошие отношения с Геннадием Гладковым, мы сделали пару фильмов, много аранжировок. Когда мы работали на «Мелодии», каждый день писали для каких-то композиторов — для Зацепина, для Крылатова...
— Расскажите, как записывают звуковую дорожку к фильму?
— Мы писали под музыку. Выключали свет, только на пультах подсвеченные ноты. Композитор даёт мелодию, рассказывает о характере персонажа, а гармонику, говорит, подберёте сами. А можно сделать её лирической? Можно, говорим, и вальсовочку тихонечко добавляем прям сразу. Вот тебе мелодия, и ты делаешь из неё произведение на ходу. Но есть много нюансов: надо в определённой секунде фильма сделать акцент, чтобы музыка и картинка сошлись. А тогда как быть при монтаже, когда сцены вырезают — как быть с музыкой? Склеивали потом плёнку со звуковой дорожкой вручную, умудрялись как-то.
— И вся страна это слушала...
— Да. А однажды мы писали композитора, ну никакого совсем. И вот мы сыграли, а он спрашивает — а можно ещё раз сыграть? Вдруг, вроде того, лучше получится, и в следующий раз его возьмут на все фильмы? Тут раздаётся голос нашего трубача: «А зачем? Если вам так нравится ваша музыка, то запишите её и сами дома слушайте, а мы дальше пошли».
— Возвращаясь в Посад, насколько это вообще важно городу иметь свой оркестр?
— Очень важно! По этому судят о городе, и такие оркестры как в Сергиевом Посаде есть не во всех областных центрах. Оркестр это жизнь! Приведу такое сравнение: как только в каком-нибудь городе появляется крупная спортивная команда, то город сразу оживает. С оркестром то же самое.
Владимир Крючев
Фото предоставлено ТВР24 и оркестром