Сергиев.ru

Николай Кезбер: «Мне было бы стыдно не пойти служить»

Николай Кезбер: «Мне было бы стыдно не пойти служить»

День Красной Армии, День Советской Армии и Военно-морского флота и, наконец, День защитников Отечества — как бы за сотню лет не эволюционировало название этого праздника, смысл остаётся неизменным: 23 февраля мы чествуем тех, кто с достоинством несёт нелёгкую военную службу и всегда готов встать на защиту своей страны.

Для председателя совета военно-патриотического клуба «Патриот» Николая Кезбера вопрос «Идти или не идти в армию?» никогда не стоял. Будучи из династии военнослужащих, выбор был сразу определён, да и соответствовал его жизненным установкам. Поэтому, когда в его дом в городе Мыски Кемеровской области пришла повестка, он, не раздумывая, пришёл в военкомат.

— Николай, почему вы не пытались, как многие, «откосить» от службы?

В армию меня призвали в 1997 году, времена не самые лёгкие для Вооружённых сил. Тогда, действительно, многие старались уклониться от армии. Но для меня решение идти служить было принято изначально, так как я из династии военных, в Вооружённых силах служили отец, дед и прадед. Дед погиб в боях под Москвой в первый же год Великой Отечественной войны. У нас в городе Мыски есть памятник, где на доске почёта вписано и его имя. Поэтому было бы стыдно не пойти служить. Мне повезло, я попал в очень хорошие войска – ВДВ, за что до сих пор благодарен своему военруку. После срочной службы я окончил школу прапорщиков воздушно-десантных войск и поступил в спецподразделение. Там пошли командировки, в том числе в «горячие точки» на Северный Кавказ.

Как по-вашему, почему молодые люди не стремились в то время в Вооружённые силы?

Развалился Советский Союз, а вместе с ним посыпалась и вся система. Конечно, так было не везде. Когда я впервые зашёл к себе в полк, то сразу сказал, что мне здесь нравится, я тут останусь. Так и получилось.

То есть всех тех армейских ужасов, издевательств над новобранцами, в вашем полку не было?

Нет. Была, как везде, градация на «дедов», «слонов» и «духов», но над новобранцами не издевались, всё было в соответствии с Уставом. Мой командир — человек, который прошёл Афганистан, бывал и в других «горячих точках», за своих бойцов стоял стеной. Служить под его началом мне было очень хорошо. Любым из своих командиров я горжусь, это настоящие офицеры. Сейчас в армии всё поменялось кардинально, в столовой десять блюд на выбор, вместо общих казарм, где жило всё подразделение, кубрики с персональной душевой, сушилкой. Новобранцы приходят в армию, как в гостиницу, этот не тот уровень выживания, который должен быть у солдата.

То есть вы считаете, что солдатам только на пользу чистить картошку, драить казармы, а порой, что греха таить, в качестве бесплатной рабочей силы убирать территорию города или дачу генерала?

Всё это закаляло характер бойца, за исключением тех моментов, когда военнослужащих отправляли на уборку за пределами части. Остальное приучает к дисциплине, порядку. Каждый боец умел подшиву (подворотничок. — Прим. ред.) себе пришить, штаны зашить, помыть посуду и приготовить еду. А сейчас система с выбором из десяти блюд, конечно, расслабляет. У нас этого не было, но не сказать, что я был худой, весил 84 килограмма.

Кстати, какое в армии было любимое блюдо?

Масло с хлебом (смеётся). А ещё сгущёнка с галетой. Это не потому, что нас плохо кормили. Наоборот, мы ели и овощи, и фрукты, и тушёнка у нас была из мяса, сто процентов лучше, чем сейчас. Правда, давали и сечку, и перловку, для меня это не очень вкусная еда, но что поделать. Кстати, до сих пор не ем сечку, и кильку терпеть не могу. А вот сгущёнку с двумя дырками в банке могу за раз выпить.

Сейчас вы уже уволились из Вооруженных сил. Как получилось, что взялись за клуб «Патриот» и зачем вам это?

Клуб создали шесть лет назад, но через три года учредители решили прекратить эту деятельность, сдали все документы главе Хотькова Рите Григорьевне Тихомировой, которая предложила нам взять эту организацию на себя. В клубе сейчас занимается около 30 детей в возрасте от 4 до 18 лет. В основном это, конечно, мальчишки, но есть и девочки. Главная наша задача — убрать большую часть детей с улицы, чтобы не болтались без дела, не курили, не пьянствовали, а получили полезные навыки, которые им пригодятся в жизни.

 — За счёт чего существует ваш клуб?

Клуб существует на голом энтузиазме тренеров и педагогов — команды людей, которым небезразличны дети. Занятия для воспитанников у нас бесплатные. Помещение бесплатно нам предоставила администрация Хотькова, и тренеры проводят занятия также на безвозмездной основе.

Чему обучают в клубе?

Помимо спортивной подготовки мы учим ребят оказывать первую медицинскую помощь, даём навыки работы с оружием — сборку-разборку винтовки, проводим занятия по скалолазанию, с детьми работает психолог. Непосредственно я преподаю рукопашный бой. Все педагоги и тренеры имеют соответствующее образование и право заниматься данной деятельностью.

Можно ли сказать, что в «Патриоте» вы готовите будущих защитников Отечества?

Да, все навыки, которые мы преподаём, пригодятся им в будущей службе. Большое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию: участвуем в праздновании Дня Победы в Хотькове, 2 марта, в день памяти погибших бойцов Сергиево-Посадского ОМОНа, возлагаем цветы  к обелиску на улице Глинки в Сергиевом Посаде. А 2 августа, в день ВДВ, у нас сложилась традиция выставлять караул у могил бойцов, которые погибли в Афганистане. Также, чем можем, стараемся помогать семьям погибших.

Что планируется в вашем клубе 23 февраля?

Мы проводим «Зарницу» на «Скитских прудах». В ней примут участие более двадцати команд. В «Зарнице» будет восемь этапов, которые команды должны пройти за опредёленный промежуток времени. Приглашаем всех присоединиться к празднику, повеселиться, посмотреть на соревнования и бесплатно попробовать армейскую гречневую кашу с тушёнкой, приготовленную на полевой кухне.

Беседовала Оксана Перевозникова

Фото Сергея Семенькова

Фото @ Сергиев.ru