Сергиев.ru

Никола на Дерюзине: возрождение древнего села

Никола на Дерюзине: возрождение древнего села

В первые в селе Дерюзино я побывала лет восемь назад на мероприятии, организованном администрацией района — лагере молодёжного актива. Тогда ребята на три дня собирались на местной турбазе «Огонёк», проводили творческие и спортивные игры, общались, вместе делали газету. Позже, в 2016 году, друзья пригласили меня на венчание в Никольский храм села, познакомили с настоятелем — отцом Виктором Клиндуховым. Именно с того времени меня не оставляла мысль вернуться сюда ещё раз, чтобы подробнее узнать об истории села, о церкви и о жизни сельчан.

От Торбеева — монастырю

Первые упоминания о Дерюзине датируются XV веком, однако археологические раскопки говорят о том, что село древнее, как минимум, на столетие. Дерюзино располагается на старинной дороге, соединявшей Александровскую слободу с Троице­Сергиевым монастырём. В XV веке село принадлежало боярину Андрею Торбееву, который недалеко от своей усадьбы поставил храм во имя Архангела Михаила. В том же веке Торбеев передал село Троице­Сергиеву монастырю, вотчиной которого Дерюзино являлось вплоть до середины XVIII века (в 1764 году Екатерина I изъяла все церковные владения в пользу государства. — Ред.). Михайловскую церковь сменил Никольский монастырь. Так и называли это местечко — Никола на Дерюзине.

Самые сложные для села времена пришлись на конец XVI — начало XVII столетия. Сначала — голод и болезни, потом — разорение польско-литовскими войсками в Смутное время.

Дерюзино было отстроено заново, в селе находился деревянный шатровый храм Николая Чудотворца. Приход состоял из самого села и трёх деревень: Бобошина, Березняков и Ильинского. Согласно описи 1764 года, Дерюзино и окрестные деревни населяли порядка 200 крестьян. Деревянная церковь была разобрана из­-за ветхости в 1824 году, а на её месте на средства прихожан построен каменный храм в классическом стиле. Его возводили долгих 19 лет. Храм был разделён на две части — летняя церковь с престолом во имя святителя Николая и зимняя трапезная церковь с двумя престолами — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского. 

К сожалению, история приходских церквей очень схожа. Многие из каменных храмов Сергиево-­Посадского округа были построены в XIX столетии, а разрушены с приходом советской власти. Одни люди на свои средства возводили храмы в сёлах. Другие их разрушали, растаскивая по кирпичам. Так произошло и с Никольским храмом в Дерюзине. В 30­е годы прошлого столетия церковь закрыли, настоятель храма иеромонах Нифонт был арестован и расстрелян. Поначалу помещения храма использовали под склад, а в 1957—1958 годы трапезную церковь, колокольню и алтарь взорвали и растащили. Иконы успели перевезти в музей.

Восстановление длиною в жизнь

Светло­-жёлтые стены храма видны ещё с горки в начале села. Места тут живописные: слева густой лес, справа — поля и гладь Торбеева озера. В будний день в селе пусто, храм обычно закрыт. Но нас ждут. Настоятель — отец Виктор — вместе с прихожанами последние двадцать лет восстанавливает Никольскую церковь.

Высокие ступеньки ведут к колоннаде, за которой прячется вход в летнюю часть храма. Из алтаря выходит батюшка, приглашает в трапезную за стол, на котором стоит турка с только что сваренным кофе и пирожные. «Давайте, согревайтесь, а потом уже поговорим», — начинает рассказ настоятель. Говорит он спокойно, кажется, что иногда переходит на шёпот. Отец Виктор в Дерюзине ещё с тех пор, когда храм представлял собой остатки летней церкви и полураз­рушенный купол.

«Первыми за восстановление храма взялась семья Захаровых, которая в конце 1980­-х годов купила в селе дом. Пробоины в стенах закрыли, чтобы остановить разрушение храма, воздвигли крест», — начинает рассказ отец Виктор. Первое богослужение в Дерюзине он провёл 15 декабря 2001 года. Начинали служить по морозу. Две монахини пели в течение часа и за это время успевали замёрзнуть. С этого времени началась новая страница истории Никольского храма, которая  не закрыта до сих пор.

«На первых службах всегда был один человек — жена художника Бориса Крылова, который подарил храму икону, — начинает беседу отец Виктор. — Храм отстраивали заново на средства прихожан. В 2004 году главный архитектор Лавры Нина Быковская сделала проект храма и колокольни по сохранившимся старым фотографиям, Вячеслав Саблин сделал проект иконостаса и киотов, ещё один неравнодушный житель Виктор Шевляков организовал своих друзей, и они в течение 15 лет, занимаясь бизнесом, на заработанные деньги восстанавливали храм. Человека, кто писал иконы для иконостаса, я не видел, знаю, что зовут его Илья».

Работы двигались очень медленно. Помимо прочего, это было связано со сложной конструкцией свода, на его возведение ушло 30 тысяч кирпичей. К 2007 году храм приобрёл современный облик, а ещё спустя три года рядом была построена колокольня. Однако несколько лет она стояла без куполов — на их отлив не было средств.

«Как-­то мимо храма шёл человек по имени Станислав. И он захотел нам помочь. Так был построен забор вокруг храма и отлиты колокола», — продолжает настоятель. Станислав Капитонов преподнёс Никольскому храму один из самых дорогих подарков — 12 колоколов, отлитых в Тутаеве Ярославской области. Самый большой из колоколов весит 2 тонны 800 кг, это 170 пудов — в честь 170­-летия храма.

По лесам к лику

«Пойдёмте на колокольню, разбудим сельчан», — улыбается батюшка, и мы направляемся из трапезного храма на колокольню. Чтобы попасть на неё, надо выходить на улицу. Отец Виктор надеется, что когда-­нибудь найдётся благодетель, который сделает надстройку, соединяющую стены храма и колокольни. К двери колокольни ведёт крутая деревянная лестница, ступеньки все в снегу — после воскресной службы лестницу порядком замело. Преодолев несколько пролётов, мы попадаем на верхнюю площадку колокольни. Моей коллеге доверили звонить в самый большой колокол, мне — все остальные. Через несколько минут пальцы стали неметь от пронизывающего ветра. Позвонив в колокола и полюбовавшись видами на деревню, погост и заснеженные поля, мы поспешили снова в трапезный храм.

«Я здесь полжизни, всё, что даётся нам, всё от Бога», — продолжает беседу настоятель, приговаривая мне: «Пей кофе».

Виктор Клиндухов родился в Ялте, отучился на краснодеревщика. В Антиохийское подворье в Москве попал, когда крестили его друга. «Мы вдруг поняли, что тут совсем другая жизнь. Я решил идти учиться в семинарию, но не поступил. А после службы в армии в 1986 году вернулся в Троице­-Сергиеву лавру и начал обучение», — говорит отец Виктор.

В семье настоятеля Никольского храма четверо детей. Он сам отдал много времени служению в Москве, и сейчас, кажется, наслаждается спокойствием, которое дарят массивные белоснежные стены обители. Тут же на территории церкви стоят несколько сарайчиков. В одном из них — козочки, в другом — куры. Это небольшое хозяйство отца Виктора. Помогает по хозяйству батюшке казначей Нина Савосина и бухгалтер Ирина Кончакова.

В обычные дни местных жителей на службе немного, в основном приезжают из Березняков и Сергиева Посада. А вот в праздничные дни, особенно на Пасху и Рождество, приходят человек по пятьдесят.

Наша тёплая беседа заканчивается молитвой и миропомазанием. С особенным светлым чувством мы выходим из храма и направляемся вниз по деревне, где нас ждут старожилы Дерюзина — семья Качуриных.

После службы — в родное село

Постоянно в Дерюзине живёт двенадцать семей, остальные дачники, которые приезжают насладиться природой в летний период. Одни из постоянных жителей — Геннадий Алексеевич и Татьяна Вячеславовна Качурины. Их дом стоит в начале села, слева. Рядом с домом, как главные ориентиры, два трактора, один из них на гусеницах.  Глава семьи — ещё и староста деревни, раньше сам чистил дорогу зимой от трассы А­108 до конца села. После объединения в округ проблема расчистки дорог исчезла, и теперь Геннадий Алексеевич заводит трактор только ради своего основного увлечения — мотокросса. В овраге реки Вондига староста организовал трассу, куда каждые выходные приезжают любители мотоциклетного спорта. За свою «подготовительную» работу Геннадий денег не берёт, если только на солярку для трактора.

«Мне уже 67 лет, я давно на пенсии. Больше 38 лет проработал в милиции, а когда наступило время реформ, меня проводили из органов. Я понял, что в городе не могу жить, делать там на пенсии нечего. Перебрался в родную деревню в дом отца, подремонтировал домик, крышу перекрыл, обшил сайдингом стены, купил трактор и сделал трассу для мотокросса. В деревне всегда есть чем заняться», — говорит коренной житель села Геннадий Качурин.

Геннадий Алексеевич взглядом окинул улицу и добавил: «Нам бы колодцы снова сделать. Раньше были два колодца. А сейчас у каждого скважина, а когда электричество отключают, мы остаёмся без воды. А были бы колодцы — с водой перебоев не было бы!»

Супруги уверены, что деревня возрождается. Не только Дерюзино, а в принципе, как культура жизни. Люди стали стремиться из городов на землю, заводят своё хозяйство. Москвичи всё чаще присматривают в селе дома: многие отстраивают себе летние резиденции, другие пользуются такими благами цивилизации, как газ, и собираются перебраться в Дерюзино на постоянное жительство.

«Сейчас постоянные жители села в большинстве своём пенсионеры, зимой мы ходим на лыжах, летом — возделываем огород, у нас 18 соток. Выращиваем картошку, капусту, редиску, огурцы, всего понемножку, — говорит супруга Геннадия Татьяна Вячеславовна. — Когда муж предложил перебраться в село, я отказывалась, ненавидела эту деревню! А сейчас живу и думаю — какая красота! Газ есть, вода есть, тишина, спокойствие…»

Дарья Трофимова

Фото Светланы Володиной

Фото @ Сергиев.ru