Сергиев.ru

Никогда не поздно, главное — вовремя

Никогда не поздно, главное — вовремя

Иногда нужно прожить полную событий жизнь, чтобы найти своё настоящее призвание. В преддверии Международного дня пожилых людей мы разыскали таких счастливых в Сергиевом Посаде и Пересвете.

Никогда не поздно, главное — вовремя

БАБУШКИ-КЕРАМИСТКИ

“Мы все загорские”, — говорят участницы клуба “Керамист” при досугово-эстетическом центре “Наследие”. В слове “загорские” слышится не только привычка обозначать город на старый манер, в этом ещё и география. Спрашиваю, откуда они, бабушки, которые по вечерам собираются вместе, чтобы просто лепить из глины. В ответ слышится перечисление районов, самый дальний из которых, пожалуй, Ферма.

Эти занятия бесплатные. Ученицы (а ученики здесь почему-то не задерживаются) даже не тратятся на материал для занятий. Некоторые вполголоса признаются, что были бы готовы и платить — так интересно им тут. О своём преподавателе, сергиевопосадском керамисте Сергее Калиушко, отзываются с восторгом и трепетом.

Глупо, наверное, спрашивать, что и как привлекает бабушек в классы — это же и так понятно. Почему бы просто не поспрашивать о самих работах? Вот на столе у Людмилы Ивановны Хмуренко тонкая китайская миниатюра, застывшая в шаге от завершения. Прообраз миниатюры — фотография, но она двухмерная, плоская. И Людмила Ивановна переводит её в объёмную, трёхмерную композицию. Ей это сделать проще, чем другим, и вот почему.

Никогда не поздно, главное — вовремя

“Хотели бы оказаться там?” — спрашиваю. “А я полтора года прожила в Китае”, — тихим голосом отвечает автор. В семидесятых она отправилась вслед за мужем в командировку, там же родился их сын. Китай семидесятых — совсем не тот, что сейчас, но впечатлений всё равно хватило на десятилетия вперёд. Из Поднебесной Людмила Ивановна привезла не только воспоминания, но и множество фотографий, которые в наши дни получили неожиданное применение.

Рядом её подруга. “Меня привела сюда вот эта женщина, — Римма Никитична Гридасова кивает в сторону Людмилы Ивановны, — привела на выставку, и я захотела сделать такие же работы. Мы с ней на Скобянке вместе работали”.

Выставка, о которой идёт речь, проходила здесь же, в “Наследии”. Римма Никитична не единственная, кто увлёкся керамикой после того, как побывала там. Не единственная из числа бывших итээровцев — здесь их вообще, как выяснилось, много. Но при этом она всегда была неравнодушна к творчеству, в то время как большинство её подруг даже и не подозревали, что обладают художественным талантом.

“Я делала цветы. Сначала для подруг, а потом, когда это разрешили, для магазина на продажу”, — говорит Римма Никитична. Это были декоративные шитые цветы-броши. Как только они не использовались заводскими модницами семидесятых! “Кто платье сошьёт с браком — просит розу, чтобы не так заметно было. Кому-то надо декольте закрыть. Это даже стало модно, выстраивались очереди”, — вспоминает она. После перестройки Римма Никитична смогла продавать цветы через магазин, чем помогла дочерям-студенткам, которые учились в Москве.

Впрочем, не у всех такая оптимистичная история. Многие вынуждены бросать занятия, и чаще всего по причинам, связанным со здоровьем. Особенно обидно тем, у кого болит спина, кто не может долго сидеть, склонившись за столом.

От традиционных художественных сообществ клуб “Керамист” отличает отсутствие профессиональной зависти. Даже чуть-чуть, даже в нужных “гомеопатических дозах”. Это заметно и по тому, что никто из участниц клуба не хвалит свои работы — исключительно работы коллег.

Никогда не поздно, главное — вовремя

Почему же так мало пожилых людей приходят сюда и в подобные классы? Людмила Ивановна предполагает, что одна из главных причин в том, что о клубах вроде “Керамиста” мало кто знает. А те, кто знают, часто думают, что за это надо платить большие деньги.

Тем временем наши керамистки по мере возможности осваиваются и в Интернете — вот уж где море всевозможных техник, секретов и идей!

НАЧАТЬ ЗАНОВО

Уже лет шесть в Пересвете наблюдают “Рассвет” — так называется художественная студия для взрослых. Преподаватель Валерий Морозов вместе с учениками всё это время и, похоже, совершенно о том не жалеет.

Студия открыта в Доме культуры “Космос”. Как нам сообщила директор ДК Ольга Усанова, набор в эти дни по-прежнему открыт. Возраст — от 16 до... В общем, ограничений нет.

Здесь не только рисуют для себя, но и участвуют в выставках, в том числе и в Сергиевом Посаде. Некоторые сочетают увлечение живописью с поэзией, иногда — прямо в классах. Приходите и вы.

А в центре технического творчества “Юность” на Клементьевке работают курсы компьютерной грамотности и бухгалтерского учёта. Они организованы совместно с сергиевопосадским управлением соцзащиты. Управление направляет в компьютерные классы учеников, для которых это не столько потребность души, сколько помощь в поиске работы или просто места в жизни. Причём ученики могут быть и предпенсионного возраста. Курсы продолжаются два с половиной месяца, после чего выдаются документы, подтверждающие не только то, что его обладатель с компьютером на “ты”, но и то, что ему по-прежнему интересно жить. Жизнь не останавливается, и это замечательно.

Владимир КРЮЧЕВ

Людмила Ивановна Хмуренко:

Никогда не поздно, главное — вовремя

— В таком преклонном возрасте не надо сидеть дома. Надо заниматься чем-то, что по душе. Здоровье — это, в первую очередь, хорошее настроение, а чтобы было настроение, надо обязательно найти занятие. И пусть это необязательно будет глина. Главное, чтобы нравилось.

Римма Никитична Гридасова:

Никогда не поздно, главное — вовремя

— Просто удивительно, как такие занятия влияют на здоровье. Чем я только не увлекаюсь — и оригами, и шитьём. Со временем понимаешь, что уходят годы, а ты ещё чего-то не умеешь. Немного обидно, и приходится это навёрстывать.

Обратная связь