О проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важно говорить открыто и как можно громче. Особенно в канун Международного дня инвалидов, традиционно выпадающего на 3 декабря. От нас людям с ОВЗ нужно не так уж и много — равенство, уважение и готовность иногда протянуть руку помощи. От государства — вполне посильное облегчение жизни, в том числе за счёт доступной среды. Но что же делать, когда среда оказывается не такой уж доступной и вынуждает замкнуться в четырёх стенах?
Никогда не работал
Ярославское шоссе, 45. Пятый подъезд, первый этаж. Семья Полукеевых — Александр Владимирович, его жена Лариса и сын Женя — живут здесь уже полтора года. Продать квартиру в старенькой пятиэтажке и приобрести жильё в новостройке на ПМК их сподвигло наличие в подъезде нового дома электрического подъёмника для инвалидных колясок. Только кто же знал, что на него нельзя будет рассчитывать?
В 2013 году Жене поставили диагноз рассеянный склероз. Сегодня ему 32. Хотя болезнь прогрессирует и силы в теле постепенно затухают, молодой человек не отчаивается. Читает лекции для студентов, уверенно движется к званию кандидата физико-математических наук. Но выбраться из четырёх стен без помощи пожилых родителей он не может. А подъёмник, который должен облегчать колясочникам жизнь и вести прямиком на площадку к лифту, не работает. И не работал никогда. Стоит на самом видном месте, мозолит глаза. А толку от него никакого.
«Пандус есть, но он очень крутой, завозить и спускать коляску трудно, — рассказывает Александр Владимирович. — Думали сначала сделать его длиннее, чтобы был более пологим, но тогда он просто упрётся в стену и коляске будет не развернуться. Сын уже взрослый, выше меня ростом. Когда поднимаю его вверх, тяжело, но пока посильно. А вот спускаться — совсем беда. Коляска ведь без тормозов. А если я не нащупаю ногой ступеньку и оступлюсь? Быть беде!»
Шесть ступенек
Этажом выше живёт ещё одна семья, которой из-за неработающего подъёмника живётся очень тяжело. Светлана Бубнова решительно взяла инициативу в свои руки: много общается с управляющей компанией, с помощью уполномоченного по правам человека по Сергиево-Посадскому округу Татьяны Накоряковой нашла адвоката, который помогает решить проблему юридически, обязать УК ввести подъёмник в эксплуатацию. В новостройке Бубновы живут уже семь лет.
Вопросы о том, когда специальное оборудование наконец заработает, Светлана задавала с самого начала. Плотно этим вопросом женщина занялась с год назад, но пока дело не движется с мёртвой точки.
Сыну Светланы 23 года. Егор — улыбчивый и открытый миру паренёк. Любит путешествия, увлечённо серфит в интернете. К инвалидному креслу его приковал детский церебральный паралич.
«Раньше было тяжело. На нас косо смотрели, показывали пальцем. У пожилых людей есть стереотип, что такие дети рождаются только у алкоголиков и наркоманов. Но это ведь совсем не так. Радует, что сейчас молодёжь, наоборот, очень положительно настроена. Улыбнутся Егору, помашут рукой. Понимают, что да, есть и такие люди. И к ним нужно относиться с тем же уважением. Нам просто сложно. Хочется, чтобы были созданы условия, которые облегчат нам жизнь. О большем мы и не просим».
Выйти на улицу Светлана решается, только если дома есть кто-то, кто может помочь спустить и поднять коляску по пандусу. Выходить приходится только по необходимости. Шесть ступенек между лестничной площадкой первого этажа и дверью подъезда каждый раз становятся серьёзным испытанием.
«Можно, конечно, не опускать пандус и скакать по лестнице, но коляски дорогие, — объясняет Светлана. — Одна из них стоит 300 тысяч рублей, другая — ещё 100 тысяч. Я её такими темпами разобью, и где же брать деньги на новую? А коляска — наши ноги. Без неё никак».
От пандуса никакого толку
А вот у живущей в третьем подъезде Юлии Масленниковой и её восьмилетней дочери Миланы даже с пандусом отношения не сложились. У девочки детский церебральный паралич в тяжёлой форме, она не может ни стоять, ни ходить, ни даже сидеть.
«Колеса нашей коляски к пандусу не подходят, — с досадой рассказывает Юлия. — Приходится скакать по ступенькам. И тянуть её на себе, когда нужно подняться. По-другому никак. От этого страдает и коляска, и моя спина. Пока Милана ещё маленькая, вроде ничего. Но ведь дети быстро растут. А гулять и ездить на занятия нужно обязательно».
В целом сложностей в жизни Масленниковых хватает. Они живут на пятом этаже, и, хотя в доме два лифта — пассажирский и грузовой, кнопка вызова для них всего одна. Юлия наловчилась возить с собой пятилитровый баллон с водой, который в случае чего отправляет вверх или вниз в пассажирском лифте, чтобы нажать кнопку ещё раз и дождаться грузового.
Ещё одна головная боль — отсутствие возле дома парковочных мест для инвалидов. «Когда около шести вечера приезжаешь с ребёнком с занятий, припарковаться у подъезда уже невозможно, — поясняет жительница. — Приходится объезжать дом с обратной стороны и тащить коляску на себе. Зимой, когда скользко, это задача не из лёгких».
Сплошные камни преткновения
Сегодня сложно сказать, кто прав и кто виноват в сложившейся ситуации. Причину, по которой подъёмники ни разу за семь лет их существования не использовались по назначению, объяснил юрист УК «НКС» Александр Полунин: «Около шести лет назад мы приняли этот дом у управляющей компании «Регион СП». Это УК, которая принимала дом от застройщика семь лет назад. Чтобы ввести подъёмники в эксплуатацию, необходимо предоставить на них документы, но у «Регион СП» они отсутствуют. Оборудование закупалось фирмой «Маш XXI Век», поставка была из Австрии. Но предприятие ликвидировали ещё в 2016 году, а с Австрией у нас контактов нет. Я пытался обращаться в различные инстанции, но пока это не работает».
Отсутствие документов, которые позволили бы Ростехназору «благословить» управляющую компанию на использование имеющегося оборудования, — не единственная проблема. С момента их установки прошло семь лет. С тех пор техника совершенствовалась, а потому устаревшее оборудование, которое столько лет пылится в многоэтажке, уже не проходит по ГОСТу. Современные подъёмники по требованию закона должны быть полностью автоматизированы, имеют кнопку вызова диспетчера. Новые требования тоже могут стать причиной, по которой их не примут даже с документами.
«Сейчас ищем фирмы, которые поставляют такого рода специальное оборудование, — продолжает Александр Полунин. — Хотели установить подъёмник, который поднимался бы по лестничному маршу, крепился к боковой стене. Но наши лестничные марши по ГОСТу не проходят. Там, где сейчас стоит старый подъёмник, новый может не встать, потому что габариты не те. Вот и продолжаем поиски».
Если УК «НКС» удастся найти что-то подходящее и составить смету, необходимо будет выйти на общее собрание собственников, которое решит, готовы ли жители за свои средства приобретать и обслуживать новое оборудование. Подъёмник необходим трём квартирам из 188. Такое соотношение может сыграть не в пользу семей с инвалидами.
Сейчас управляющая компания, с одной стороны, надеется восстановить документы, с другой — делает ставки на демонтаж. Как долго придётся ждать нуждающимся в подъёмниках семьям, пока неизвестно. УК настаивает на том, что они полностью на стороне жителей, но их возможности не безграничны. А пока бюрократическая волокита продолжается, три семьи из дома № 45 по Ярославскому шоссе продолжают мучиться с пандусами и надеяться на чудо.
‘‘ Константин НЕГУРИЦА, заместитель председателя Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа:
— О проблеме узнал совсем недавно. Сообща с начальником управления коммунальной инфраструктуры Александром Афанасьевым свяжемся с Ростехнадзором и попробуем найти какое-то решение. В идеале — найти документы к уже имеющемуся оборудованию и ввести его в эксплуатацию. Демонтировать новое оборудование управляющая компания готова, но с этим могут возникнуть сложности. Можно просто не получить одобрения от других жителей дома. Но мы рассмотрим все возможные варианты выхода из ситуации и постараемся наконец решить эту проблему.
Елена БАДАЛЯН
Фото Дамира ШАВАЛЕЕВА