Рекультивация на полигоне «Парфёново» завершится в конце 2022 года. И только спустя 10 лет, а это приблизительно к 2033 году, эту землю можно будет использовать. Полигон — это слишком громкое название для этой попросту говоря свалки в самом плохом смысле этого слова. Больше 30 лет в брошенный карьер сваливали мусор вообще без какого-либо учёта и контроля, и местным властям не было до этого никакого дела. По крайней мере реальных попыток закрыть этот беспредел до 2014 г. не предпринималось. Всё резко изменилось с приходом в район Сергея Пахомова, который практически сразу после своего избрания главой пошёл в атаку на этот объект. И тут же обнаружились претензии к объекту и у Росприроднадзора, и у Минэкологии области, хотя не ясно, где они были до этого. В итоге в 2015 году под неимоверным давлением Сергея Пахомова полигон был официально закрыт. Сейчас там идут работы по обезвреживанию огромной горы бытовых отходов.
К моменту закрытия мусорная гора достигла высоты девятиэтажного дома — около тридцати метров. Жителями соседствующих с полигоном Реммаша и деревни Парфёново жаловались на критическое состояние питьевой воды. Специалисты Роспотребнадзора тогда подтверждали, что источником загрязнения питьевых артерий являются продукты разложения отходов.
Глава района Сергей Пахомов обещал лично разобраться в проблеме. «Люди должны пить чистую воду, дышать нормальным воздухом, они не должны опасаться за здоровье своих детей. Поэтому уже в ближайшее время мы представим жителям подробный план действий по исправлению ситуации. Мусорного полигона здесь не будет», — подчеркнул Сергей Пахомов на встрече с населением в декабре 2013 года. В течение последующих нескольких месяцев глава района приглашал на полигон чиновников правительства Московской области и доказывал: свалка исчерпала свой лимит, нужны деньги на рекультивацию.
Решение нужно было принимать срочно — счастливая случайность, что за всё время здесь не произошло ни одного пожара. В случае экологической катастрофы, в дыму задохнулся бы весь район.
На проект рекультивации нужны были большие деньги, а получить их в рамках реализации госпрограммы региона «Экология и окружающая среда Подмосковья», рассчитанной на 2017-2026 годы, не так просто. И всё же деньги, а это почти 2,3 млрд рублей, удалось получить. Сергей Пахомов буквально в ежедневном режиме убеждал региональных и федеральных чиновников направить эти деньги на рекультивацию ТБО «Парфёново».
В октябре 2020 года был подписан контракт. Тендер выиграла компания АО «Монолитное строительное управление-1». Работу выполняет субподрядная организация «Континент».
Известно, что проект разбит на несколько основных этапов, включающих техническую рекультивацию, формирование нового тела полигона, укладку геосинтетических материалов и обустройство экрана для предотвращения утечки фильтрата. После этого края укрепят армогрунтовыми подпорными стенами, а новое тело полигона оснастят системами дегазации (для нейтрализации газа, образующегося при гниении содержащейся в мусоре органики). Также проект предусматривает строительство очистных сооружений, резервуаров, системы сбора и отведения фильтрата. Этот этап уже начался.
После этого планируется построить подъездные пути к полигону. Последними этапами рекультивации будут озеленение и благоустройство территории, а также строительство помещений подсобного и обслуживающего назначения. Срок исполнения контракта — конец 2022 года.
2 млрд 292 млн рублей — стоимость контракта на рекультивацию парфёновской свалки.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ПАХОМОВ, депутат Государственной Думы, инициатор закрытия полигона «Парфёново»
— Технологический этап рекультивации парфёновской свалки в самом разгаре. За те 6 лет, что полигон закрыт официально, удалось выполнить колоссальный объём работ по минимизации экологического ущерба и восстановлению окружающей среды. Стоит отметить, что проект ликвидации свалки учёл все ранее выявленные недочёты, а также замечания жителей и экологических организаций округа, таким образом все работы выполняются в соответствии с самыми строгими требованиями. Мусорная реформа в нашей стране находится только в самом начале пути. Поэтому мы вынуждены начинать с «тушения пожаров» — наведения порядка в наиболее критических местах, существование которых напрямую влияет на комфорт и безопасность граждан.
Евгения Николаева