В местном отделении Союза художников новый председатель: в июне ювелир и гравёр Максим Булыгин сменил на этом посту иконописца и живописца Ирину Виниченко. В художественных кругах Максима представлять не надо: он из знаменитого хотьковского творческого клана Булыгиных, один из ярких выпускников Абрамцевского училища, соавтор фестиваля «Сделано в Хотькове», который помогает местным авторам напрямую выходить на зрителя и покупателя.
Точно таким же узнаваемым, но уже среди всех жителей Сергиева Посада и окрестностей, Максим готов сделать Дом из красного кирпича на улице Шлякова. О том, что это не намерения, а реальные идеи, он рассказал нашей газете.
Мы встретились в залах Союза, и само это здание, если смотреть под определённым углом, тоже можно считать произведением искусства — кирпичи его стен своими руками укладывали загорские художники, участники народной стройки конца 60-х.
СПРАВКА
Максим Булыгин родился в 1969 году в Челябинске, но с трёх лет живёт с семьёй в Хотькове и, по собственным словам, чувствует себя коренным хотьковчанином. Выпускник 1989 года Абрамцевского художественно-промышленного училища, специальность «Художественная обработка металла», преподаватель Александр Дроздовский. Впоследствии сам преподавал в АХПУ. После армии работал ювелиром на художественно-производственном предприятии «Софрино» Русской православной церкви, в последнее время — самостоятельный автор. Член Союза художников. Возглавил местное отделение организации — крупнейшее из отделений Московской области. Сегодня оно объединяет 153 автора, от живописцев до мастеров-прикладников. Организация ведёт отсчёт от выставки 1943 года в Трапезном храме Лавры, после которой было создано «Товарищество загорских художников», открывались мастерские, а само отделение квартировалось по разным адресам: в музее-заповеднике, Институте игрушки, ДК им. Ю. А. Гагарина, кинотеатре «Мир», пока не обрело постоянную прописку в доме номер 2 по улице Шлякова
— Как вы в последнее время чаще представляетесь незнакомым — ювелир или председатель?
— Сложно сказать... Наверное, всё же по должности. Хотя жизнь так шла, что и представляться не приходилось. И всё же какой-никакой административный опыт у меня есть, в Хотькове мы организовывали предприятие «Намфлег», которое в тот момент было часовым производством.
— Все председатели нашего Союза, начиная как минимум с Виктора Багрова, практикующие художники. Управление не мешает творчеству?
— Я бы не сказал. Если мы посмотрим на тех же главврачей в поликлиниках, то они тоже окажутся профессиональными медиками. Появится когда-нибудь на этом посту менеджер? Не знаю, но, думаю, организации это пошло бы на пользу — с точки зрения технологии, ведения дел. Задача председателя в том, чтобы держать планку, и должен сказать, что Ирина Виниченко многое сделала за время работы. Вывела организацию из финансовых минусов, и, да, сократила штат, но это было вынужденное решение, нужное, чтобы просто выжить.
— О какой бытовой проблеме думаете здесь чаще всего?
— О том, что это место надо сделать доступным для малоподвижных людей — стариков, людей в колясках. Это самая благодарная публика, для них выставка, как глоток свежего воздуха. Спустить зал на первый этаж невозможно, но сделать лифт — почему бы и нет? Торговый центр может такое устроить, а почему не можем мы?
— Что хотите изменить в плане идей?
— Сейчас нет коммуникации между жителями города и отделением Союза. Даже такая деталь: что бы хоть как-то исправить такое положение вещей, я хочу перенести вход с улицы Шлякова, технической по сути, во дворик здания, с другой стороны. Сделать это место осмысленным, чтобы там образовалось некое пространство, куда бы могли выйти художники — поработать, попить чаю, поговорить со своими поклонниками. Всё, что угодно, что поможет наладить контакт.
— Есть ли конкретная аудитория, на которую рассчитываете?
— Хочется делать это модным местом, привлечь новую публику, проводить литературные встречи. Привнести немного интеллектуализма, чтобы появилась дискуссия — не просто констатация факта, не тикток, а всё-таки кино, условно говоря.
— Союз художников — единственное место в центре города, где можно бесплатно увидеть произведения искусства. Вход останется свободным?
— Мы — общественная организация, и вход здесь бесплатный. Если у нас и будут особые мероприятия, то мы скорее сделаем их по модели «плати сколько хочешь».
— Вы сказали однажды, что над Союзом художников по-прежнему довлеет советское прошлое. В чём это проявляется?
— В функциях, в структуре работы. Без кормящей груди государства Союз по-прежнему не способен существовать. На Западе есть объединения художников, но там это скорее профсоюз, который не даёт художника в обиду, оказывает мощную юридическую поддержку, решает сугубо технологические моменты. В Союзе художников времён СССР шла большая экономическая жизнь, в нём крутились большие государственные деньги — заказы на роспись заводских цехов, мозаики, памятники... Это была огромная индустрия, которая позволяла авторам жить. И в такой ситуации советским художникам помогало отсутствие общения с внешним миром. Это была закрытая структура, где тебе внутри хорошо. Но когда ты начал конкурировать со всем миром, возникли проблемы, и из-за этого страдает жизнеспособность организации, если её не освежить.
Владимир Крючев
Фото Светланы Володиной